Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЭН ИППОЛИТ АДОЛЬФ

ТЭН (Taine) Ип­по­лит Адольф (21.4.1828, Ву­зье – 5.3.1893, Па­риж), франц. ис­торик, ли­те­ра­тур­ный и ху­дож. кри­тик, чл. Франц. ака­де­мии (1878). Пред­ста­ви­тель на­уч. по­зи­ти­виз­ма. Ро­дил­ся в се­мье ад­во­ка­та, обу­чал­ся на фи­ло­ло­гич. от­де­ле­нии Выс­шей нор­маль­ной шко­лы (1848–51). В 1864–84 пре­по­да­вал ис­то­рию иск-ва в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же.

Т. – ро­до­на­чаль­ник эс­те­тич. тео­рии на­ту­ра­лиз­ма как лит.-ху­дож. на­прав­ле­ния и ос­но­ва­тель куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии. В по­ис­ках объ­ек­тив­ной ос­но­вы для объ­яс­не­ния яв­ле­ний иск-ва Т., ори­ен­ти­ру­ясь на ме­то­ды ес­те­ств. на­ук, свя­зал фор­мы ху­дож. по­зна­ния с от­ра­же­ни­ем «ду­ха» на­ро­да в разл. ис­то­рич. мо­мен­ты его жиз­ни. Трак­тов­ка лит. про­из­ве­де­ния как до­ку­мен­та сво­ей эпо­хи – «сним­ка» нра­вов и со­стоя­ния умов, вне­сла в нау­ку о ли­те­ра­ту­ре идею ис­то­рич. из­мен­чи­во­сти яв­ле­ний и их пре­ем­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Свои тео­ре­тич. взгля­ды Т. из­ло­жил во вве­де­нии к кн. «Ис­то­рия анг­лий­ской ли­те­ра­ту­ры» («Histoire de la littérature anglaise», vol. 1–4, 1863–64, рус. пер. 1867–68), где сфор­му­ли­ро­вал 3 ус­ло­вия, оп­ре­де­ляю­щие лю­бое ис­то­рич. со­бы­тие: «ра­са, сре­да и ис­то­ри­че­ский мо­мент». Ав­тор са­ти­рич. по­вес­ти «Па­риж­ские нра­вы. Жизнь и раз­мыш­ле­ния Фрид­ри­ха То­ма­са Грен­дор­жа» («Notes sur Paris. Vie et opinions de M. Frédéric-Thomas Graindorge», 1867, рус. пер. 1880), не­за­вер­шён­но­го ро­ма­на «Эть­ен Мэй­ран» («Étienne Mayran», опубл. в 1910, посм.; рус. пер. 1911); лит.-кри­тич. ста­тей о Баль­за­ке (1858), Стен­да­ле (1864), Ж. Санд (1876) и др.; пу­те­вых очер­ков, пуб­ли­ци­сти­ки.

По­сле вос­ста­ния и па­де­ния Па­риж­ской ком­му­ны 1871 Т. ув­лёк­ся ис­то­ри­ей Франц. ре­во­лю­ции и на­пи­сал «Про­ис­хо­ж­де­ние со­вре­мен­ной Фран­ции» («Ori­gines de la France contemporaine», vol. 1–5, 1875–1895, рус. пер., т. 1–5, 1907). Т. вы­де­лял в ка­че­ст­ве од­ной из глав­ных при­чин Франц. ре­во­лю­ции во­прос о со­хра­не­нии со­слов­ных при­ви­ле­гий.

Раз­ра­бо­тан­ная на лит. ма­те­риа­ле ме­то­до­ло­гия бы­ла при­ме­не­на им к ис­то­рии иск-ва – Т. ос­но­вал куль­тур­но-ис­то­рич. на­прав­ле­ние в ис­кус­ст­во­зна­нии. В ис­тол­ко­ва­нии иск-ва он пе­ре­нёс ак­цент с ка­честв са­мо­го про­из­ве­де­ния и лич­но­сти ху­дож­ни­ка на внеш­ние ус­ло­вия, в ко­то­рых они бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны и от ко­то­рых за­ви­се­ли. Сфе­ру осн. ин­те­ре­сов Т. со­ста­ви­ло иск-во Древ­ней Гре­ции, итал. и нем. Воз­ро­ж­де­ния, а так­же иск-во Ни­дер­лан­дов. Осо­бен­но­сти иск-ва разл. ре­гио­нов и пе­рио­дов он вы­во­дил из кли­ма­та, нац. ха­рак­те­ра, осо­бен­но­стей ви́­де­ния и т. п. Не­смот­ря на де­тер­ми­низм по­зи­ции Т., его тео­рия спо­соб­ст­во­ва­ла вне­дре­нию на­уч. и тех­нич. ме­то­дов в ис­кус­ст­во­зна­ние.

Соч.: Philosophie de l’art en Italie. P., 1866; Voyage en Italie, Naples et Rome. Florence et Venise. P., 1866. Vol. 1–2; L’Idéal dans l’art. P., 1867; Philosophie de l’art dans les Pays-Bas. P., 1869; Фи­ло­со­фия ис­кус­ст­ва. М., 1996.

Лит.: Taine S. Sa vie et sa correspondance. P., 1902–1907. Vol. 1–4; Goetz T. H. Taine and the fine arts. Madrid, 1973; Richard N. H. Taine: Histoire, psychologie, littéra­ture. P., 2013.

Вернуться к началу