ТЭН ИППОЛИТ АДОЛЬФ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЭН (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье – 5.3.1893, Париж), франц. историк, литературный и худож. критик, чл. Франц. академии (1878). Представитель науч. позитивизма. Родился в семье адвоката, обучался на филологич. отделении Высшей нормальной школы (1848–51). В 1864–84 преподавал историю иск-ва в Школе изящных искусств в Париже.
Т. – родоначальник эстетич. теории натурализма как лит.-худож. направления и основатель культурно-исторической школы в литературоведении. В поисках объективной основы для объяснения явлений иск-ва Т., ориентируясь на методы естеств. наук, связал формы худож. познания с отражением «духа» народа в разл. историч. моменты его жизни. Трактовка лит. произведения как документа своей эпохи – «снимка» нравов и состояния умов, внесла в науку о литературе идею историч. изменчивости явлений и их преемственного развития. Свои теоретич. взгляды Т. изложил во введении к кн. «История английской литературы» («Histoire de la littérature anglaise», vol. 1–4, 1863–64, рус. пер. 1867–68), где сформулировал 3 условия, определяющие любое историч. событие: «раса, среда и исторический момент». Автор сатирич. повести «Парижские нравы. Жизнь и размышления Фридриха Томаса Грендоржа» («Notes sur Paris. Vie et opinions de M. Frédéric-Thomas Graindorge», 1867, рус. пер. 1880), незавершённого романа «Этьен Мэйран» («Étienne Mayran», опубл. в 1910, посм.; рус. пер. 1911); лит.-критич. статей о Бальзаке (1858), Стендале (1864), Ж. Санд (1876) и др.; путевых очерков, публицистики.
После восстания и падения Парижской коммуны 1871 Т. увлёкся историей Франц. революции и написал «Происхождение современной Франции» («Origines de la France contemporaine», vol. 1–5, 1875–1895, рус. пер., т. 1–5, 1907). Т. выделял в качестве одной из главных причин Франц. революции вопрос о сохранении сословных привилегий.
Разработанная на лит. материале методология была применена им к истории иск-ва – Т. основал культурно-историч. направление в искусствознании. В истолковании иск-ва он перенёс акцент с качеств самого произведения и личности художника на внешние условия, в которых они были сформированы и от которых зависели. Сферу осн. интересов Т. составило иск-во Древней Греции, итал. и нем. Возрождения, а также иск-во Нидерландов. Особенности иск-ва разл. регионов и периодов он выводил из климата, нац. характера, особенностей ви́дения и т. п. Несмотря на детерминизм позиции Т., его теория способствовала внедрению науч. и технич. методов в искусствознание.