МУР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУР (Moore) Джордж (24.2.1852, родовое поместье в графстве Мейо, Ирландия – 21.1.1933, Лондон), англ. писатель, критик. По происхождению ирландец; родился в богатой семье. Учился в иезуитском колледже Св. Марии близ Бирмингема (1861–67), исключён за неуспеваемость; в 1868–70 изучал искусство графики в худож. школе при Виктории и Альберта музее. С 1873 в Париже, обучался живописи в Школе изящных искусств и академии Жюлиана, сблизился с художниками Э. Мане, О. Ренуаром, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега. Дебютировал поэтич. сб. «Цветы страсти» («The flowers of passion», 1878) в духе Ш. Бодлера; в сб. «Языческие поэмы» («Pagan poems», 1881) отразилось влияние франц. символистов. В 1882 вернувшись в Лондон, стал пропагандистом идей натурализма и первым переводчиком на англ. яз. произведений Э. Золя. Первый роман М. – «Современный любовник» («A modern lover», 1883) – о молодом человеке, использующем любовь богатой женщины для достижения корыстных целей. Успех имел роман «Жена комедианта» («A mummer’s wife», 1885), преломивший идею франц. натуралистов о воздействии среды на поведение и характер человека. Всеобщее признание М. принёс написанный по следам романа Т. Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» роман «Эстер Уотерс» («Esther Waters», 1894, рус. пер. 1895), в центре которого – судьба обездоленной девушки, вынужденной оставить место служанки в помещичьем доме из-за прегрешения неосмотрительной любви. Составившие дилогию романы «Эвелин Инз» («Evelyn Innes», 1898) и «Сестра Тереза» («Sister Teresa», 1901) – о духовных исканиях оперной певицы, отказавшейся от блистательной карьеры и удалившейся в монастырь, – закрепили за М. славу писателя-реалиста. Выразив публично протест против политики англичан, развязавших англо-бурскую войну 1899–1902, М. в 1901 уехал в Дублин, где примкнул к движению Ирландского возрождения. Пребывание в Ирландии (1901–1911) нашло отражение в автобиографич. трилогии «Приветствие и прощание» («Hail and farewell», 1911–14). В рассказах М. [сб. «Невспаханное поле» («The untilled field», 1903) и др.] заметно влияние «Записок охотника» И. С. Тургенева, с которым М. был лично знаком и творчеству которого посвятил статью (1887). Для поздних романов М. характерна импрессионистичность стиля: «Озеро» («The lake», 1905), «Ручей Керит: сирийская история» («The brook Kerith: a Syrian story», 1916), «Элоиза и Абеляр» («Heloise and Abelard», 1921), «Роман-пастораль о любви Дафниса и Хлои» («The pastoral loves of Daphnis and Chloe», 1924), «Афродита в Авлиде» («Aphrodite in Aulis», 1930). Среди др. произведений: автобиографич. и мемуарная проза – «Исповедь молодого человека» («Confessions of a young man», 1888), «Воспоминания о художниках-импрессионистах» («Reminiscences of the impressionist painters», 1906), «Беседы на Эбюри-стрит» («Conversations in Ebury street», 1924); пьесы; лит.-критич. эссе. Особенности худож. метода и стиля импрессионистов проанализированы в книгах М. «Впечатления и мнения» («Impressions and opinions», 1891) и «Современная живопись» («Modern painting», 1893).