ПА́РДО БАСА́Н
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РДО БАСА́Н (Pardo Bazán) Эмилия (16.9.1852, Ла-Корунья – 12.5.1921, Мадрид), исп. писательница, литературовед, общественный деятель. Из аристократич. галисийского рода. Получила домашнее образование. Профессор мадридского Центр. ун-та (1916). Общественная деятельность П. Б. связана с борьбой за женское равноправие, реформы в сфере образования.
Среди ранних произведений – роман «Опасные увлечения» («Aficiones peligrosas», 1865, изд. в 2011). Роман «Паскуаль Лопес» («Pascual López», 1879) – в русле исп. костумбризма. В 1880-х гг. пропагандировала принципы натурализма, однако критиковала школу Э. Золя за приверженность низменным темам и недооценку воображения; отстаивала идею широко понимаемого реализма, укоренённого в традициях нац. лит-ры (Ф. де Рохас, М. де Сервантес и др.): предисловие к повести «Свадебная поездка» («Un viaje de novios», 1881); сб-к эссе «Животрепещущий вопрос» («La cuestión palpitante», 1882–83). Роман «Женщина-трибун» («La tribuna», 1883; в рус. пер. 1893 – «Дочь народа») посвящён революции 1868–74. В центре отмеченной повышенным вниманием к физиологии дилогии «Родовая усадьба Ульоа» («Los Pazos de Ulloa», 1886), «Мать-природа» («La madre naturaleza», 1887) – социально-этич. противоречия галисийского мира. В романах «Христианка» («Una cristiana») и «Испытание» («La prueba», оба 1890) ощутимо воздействие Л. Н. Толстого. Поздняя проза П. Б., насыщенная мистикой, фантастикой, спиритуализмом, отразила влияние символизма: романы «Краеугольный камень» («La piedra angular», 1891; рус. пер. 1914), «Химера» («La quimera», 1905), «Чёрная сирена» («La sirena negra», 1908) и др. Автор многочисл. рассказов, драм, книг путешествий, литературоведч. работ, в т. ч. кн. «Революция и роман в России» («La revolución y la novela en Rusia», vol. 1–3, 1887).