Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РДО БАСА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 321

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

ПА́РДО БАСА́Н (Pardo Bazán) Эми­лия (16.9.1852, Ла-Ко­ру­нья – 12.5.1921, Мад­рид), исп. пи­са­тель­ни­ца, ли­те­ра­ту­ро­вед, об­ще­ст­вен­ный дея­тель. Из ари­сто­кра­тич. га­ли­сий­ско­го ро­да. По­лу­чи­ла до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Про­фес­сор мад­рид­ско­го Центр. ун-та (1916). Об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность П. Б. свя­за­на с борь­бой за жен­ское рав­но­пра­вие, ре­фор­мы в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния.

Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний – ро­ман «Опас­ные ув­ле­че­ния» («Aficiones peli­gro­sas», 1865, изд. в 2011). Ро­ман «Пас­ку­аль Ло­пес» («Pascual López», 1879) – в рус­ле исп. кос­тум­бриз­ма. В 1880-х гг. про­па­ган­ди­ро­ва­ла прин­ци­пы на­ту­ра­лиз­ма, од­на­ко кри­ти­ко­ва­ла шко­лу Э. Зо­ля за при­вер­жен­ность низ­мен­ным те­мам и не­до­оцен­ку во­об­ра­же­ния; от­стаи­ва­ла идею ши­ро­ко по­ни­мае­мо­го реа­лиз­ма, уко­ренённо­го в тра­ди­ци­ях нац. лит-ры (Ф. де Ро­хас, М. де Сер­ван­тес и др.): пре­ди­сло­вие к по­вес­ти «Сва­деб­ная по­езд­ка» («Un viaje de novios», 1881); сб-к эс­се «Жи­во­тре­пе­щу­щий во­прос» («La cuestión palpitante», 1882–83). Ро­ман «Жен­щи­на-три­бун» («La tribuna», 1883; в рус. пер. 1893 – «Дочь на­ро­да») по­свя­щён ре­во­лю­ции 1868–74. В цен­тре от­ме­чен­ной по­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем к фи­зио­ло­гии ди­ло­гии «Ро­до­вая усадь­ба Уль­оа» («Los Pazos de Ulloa», 1886), «Мать-при­ро­да» («La madre naturale­za», 1887) – со­ци­аль­но-этич. про­ти­во­ре­чия га­ли­сий­ско­го ми­ра. В ро­ма­нах «Хри­сти­ан­ка» («Una cristiana») и «Ис­пы­та­ние» («La prueba», оба 1890) ощу­ти­мо воз­дей­ст­вие Л. Н. Тол­сто­го. Позд­няя про­за П. Б., на­сы­щен­ная мис­ти­кой, фан­та­сти­кой, спи­ри­туа­лиз­мом, от­ра­зи­ла влия­ние сим­во­лиз­ма: ро­ма­ны «Крае­уголь­ный ка­мень» («La piedra angular», 1891; рус. пер. 1914), «Хи­ме­ра» («La quimera», 1905), «Чёр­ная си­ре­на» («La sirena neg­ra», 1908) и др. Ав­тор мно­го­числ. рас­ска­зов, драм, книг пу­те­ше­ст­вий, ли­те­ра­ту­ро­ведч. ра­бот, в т. ч. кн. «Ре­во­лю­ция и ро­ман в Рос­сии» («La revolución y la novela en Rusia», vol. 1–3, 1887).

Соч.: Собр. соч. СПб., 1914; Ро­до­вая усадь­ба Уль­оа; Том­ле­ние; Чер­ная си­ре­на. 1985; Obras completas. Madrid, 1999–2011. Vol. 1–12.

Лит.: Баг­но В. Е. Э. Пар­до Ба­сан и рус­ская ли­те­ра­ту­ра в Ис­па­нии. Л., 1982; González-Ari­as F. Portrait of a woman as artist: E. Pardo Bazán and the modern novel in France and Spain. N. Y., 1992; Patiño Eirín C. Poética de la novela en la obra crítica de E. Pardo Bazа́n. Santiago de Compostela, 1998; Herrero Figue­roa A. Estudos sobre E. Pardo Bazа́n e reco­m­pilación de dispersos. Lugo, 2004; Scari R. M. Bibliografía descriptiva de estudios críticos sobre la obra de E. Pardo Bazán. València, 1982.

Вернуться к началу