ВЕРИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРИ́ЗМ (итал. verismo, от vero – правдивый), направление в итал. лит-ре и иск-ве последней четв. 19 – нач. 20 вв. Возникнув после объединения Италии (теоретич. принципы В. сформулированы в критич. трудах Л. Капуаны кон. 1870-х – нач. 1880-х гг.; первый кружок веристов во главе с Дж. Вергой и Капуаной сложился в Милане в 1878), В. стремился достоверно отобразить социально-психологич. конфликты новой нац.-историч. действительности. Сюжетно-тематич. особенности В. во многом обусловлены социальным контекстом эпохи (запоздалая индустриализация страны, неравномерность в экономич. развитии отд. областей, обнищание крестьянства).
В. в литературе, будучи полемически направлен против «официозного» романтизма, сформировался под влиянием философии позитивизма (О. Конт, И. Тэн), лит. традиций франц. натурализма (Э. Золя) и реализма (О. де Бальзак). В. тяготел к бесстрастной фиксации фактов, преим. из жизни отдельно взятой региональной или социальной общности (провинции, деревни, семьи; аристократич., крестьянской или гор. среды), к воссозданию характерных для этих общностей социопсихологич. типов. На практике В. иногда существенно отдалялся от франц. натурализма (воссоздание индивидуальных речевых особенностей персонажей, обилие диалогов, несобственно-прямой речи, разговорных оборотов, диалектизмов). Типичные жанры В. – прозаич. новелла и очерк; часто предметом изображения является мир простых людей. Значит. роль в распространении В. сыграла драма Дж. Верги «Сельская честь» (1884). С В. в той или иной степени связаны Г. Деледда, Э. Де Марки, Ф. Де Роберто, М. Серао, Р. Фучини; влияние В. ощущается в ранних сочинениях Г. Д’Аннунцио и Л. Пиранделло.
В изобразительном искусстве В., сочетая натуралистич., реалистич. и импрессионистич. черты, в целом характеризовался интересом к совр. теме, стремлением к нравств. правде и достоверности визуального впечатления, отказом от условностей академизма. Непосредств. предшественниками В. были художники флорентийской школы маккьяйоли, возникшей в сер. 19 в. К В. можно отнести мастеров т. н. школы Позилиппо – группу пейзажистов, работавших на пленэре в окрестностях Неаполя (Ф. П. Микетти, Ф. Палицци и др.), писавших также картины на темы крестьянской жизни и на евангельские сюжеты, в которых стремились раскрыть совр. нравств. проблематику; сходные принципы развивали в некоторых произведениях живописцы Дж. Пеллицца да Вольпедо и Дж. Сегантини. Диапазон скульптуры В. простирался от социально-критич. риторики В. Велы до импрессионистич. опытов М. Россо.
В музыке В. возник под влиянием литературного В. (Дж. Верга) и представлен гл. обр. операми П. Масканьи («Сельская честь», 1890), Р. Леонкавалло («Паяцы», 1892), У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи, И. Монтемецци. К В. был близок Дж. Пуччини, развивший реалистич. тенденции опер Дж. Верди и Ж. Бизе, а также Ф. Альфано (в ранних сочинениях). В основе сюжетов веристских опер (б. ч. небольших опер-новелл) – житейская бытовая драма, как правило, с острой любовной коллизией; герои – крестьяне, бродячие актёры, мастеровые. Текст (преим. прозаический) насыщен бытовой речью, диалектизмами, вульгаризмами, в музыке ощутимо влияние гор. песенных интонаций. Родственные В. явления – в муз. культурах Франции (оперы А. Брюно, «Луиза» Г. Шарпантье), Германии («Долина» Э. д’Альбера), его отголоски прослеживаются и позднее, в частности в Испании (М. де Фалья), Чехии (Л. Яначек), США (Дж. К. Менотти).