Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРИ́ЗМ

Авторы: Е. Ю. Сапрыкина (литература); А. М. Муратов (изобразительное искусство)

ВЕРИ́ЗМ (итал. verismo, от vero – прав­ди­вый), на­прав­ле­ние в итал. лит-ре и иск-ве по­след­ней четв. 19 – нач. 20 вв. Воз­ник­нув по­сле объ­е­ди­не­ния Ита­лии (тео­ре­тич. прин­ци­пы В. сфор­му­ли­ро­ва­ны в кри­тич. тру­дах Л. Ка­пуа­ны кон. 1870-х – нач. 1880-х гг.; пер­вый кру­жок ве­ри­стов во гла­ве с Дж. Вер­гой и Ка­пуа­ной сло­жил­ся в Ми­ла­не в 1878), В. стре­мил­ся дос­то­вер­но ото­бра­зить со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. кон­флик­ты но­вой нац.-ис­то­рич. дей­ст­ви­тель­но­сти. Сю­жет­но-те­ма­тич. осо­бен­но­сти В. во мно­гом обу­слов­ле­ны со­ци­аль­ным кон­тек­стом эпо­хи (за­по­зда­лая ин­ду­ст­риа­ли­за­ция стра­ны, не­рав­но­мер­ность в эко­но­мич. раз­ви­тии отд. об­лас­тей, об­ни­ща­ние кре­сть­ян­ст­ва).

В. в ли­те­ра­ту­ре, бу­ду­чи по­ле­ми­че­ски на­прав­лен про­тив «офи­ци­оз­но­го» ро­ман­тиз­ма, сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем фи­ло­со­фии по­зи­ти­виз­ма (О. Конт, И. Тэн), лит. тра­ди­ций франц. на­ту­ра­лиз­ма (Э. Зо­ля) и реа­лиз­ма (О. де Баль­зак). В. тя­го­тел к бес­стра­ст­ной фик­са­ции фак­тов, пре­им. из жиз­ни от­дель­но взя­той ре­гио­наль­ной или со­ци­аль­ной общ­но­сти (про­вин­ции, де­рев­ни, се­мьи; ари­сто­кра­тич., кре­сть­ян­ской или гор. сре­ды), к вос­соз­да­нию ха­рак­тер­ных для этих общ­но­стей со­ци­оп­си­хо­ло­гич. ти­пов. На прак­ти­ке В. ино­гда су­ще­ст­вен­но от­да­лял­ся от франц. на­ту­ра­лиз­ма (вос­соз­да­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных ре­че­вых осо­бен­но­стей пер­со­на­жей, оби­лие диа­ло­гов, не­соб­ст­вен­но-пря­мой ре­чи, раз­го­вор­ных обо­ро­тов, диа­лек­тиз­мов). Ти­пич­ные жан­ры В. – про­за­ич. но­вел­ла и очерк; час­то пред­ме­том изо­бра­же­ния яв­ля­ет­ся мир про­стых лю­дей. Зна­чит. роль в рас­про­стра­не­нии В. сыг­ра­ла дра­ма Дж. Вер­ги «Сель­ская честь» (1884). С В. в той или иной сте­пе­ни свя­за­ны Г. Де­лед­да, Э. Де Мар­ки, Ф. Де Ро­бер­то, М. Се­рао, Р. Фу­чи­ни; влия­ние В. ощу­ща­ет­ся в ран­них со­чи­не­ни­ях Г. Д’Аннунцио и Л. Пи­ран­дел­ло.

Веризм. Дж. Пеллицца да Вольпедо. «Четвёртое сословие». 1892–1901. Галерея современного искусства (Милан).

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве В., со­че­тая на­ту­ра­ли­стич., реа­ли­стич. и им­прес­сио­ни­стич. чер­ты, в це­лом ха­рак­те­ри­зо­вал­ся ин­те­ре­сом к совр. те­ме, стрем­ле­ни­ем к нравств. прав­де и дос­то­вер­но­сти ви­зу­аль­но­го впе­чат­ле­ния, от­ка­зом от ус­лов­но­стей ака­де­миз­ма. Не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми В. бы­ли ху­дож­ни­ки фло­рен­тий­ской шко­лы мак­кь­яй­о­ли, воз­ник­шей в сер. 19 в. К В. мож­но от­не­сти мас­те­ров т. н. шко­лы По­зи­лип­по – груп­пу пей­за­жи­стов, ра­бо­тав­ших на пле­нэ­ре в ок­ре­ст­но­стях Не­апо­ля (Ф. П. Ми­кет­ти, Ф. Па­лиц­ци и др.), пи­сав­ших так­же кар­ти­ны на те­мы кре­сть­ян­ской жиз­ни и на еван­гель­ские сю­же­ты, в ко­то­рых стре­ми­лись рас­крыть совр. нравств. про­бле­ма­ти­ку; сход­ные прин­ци­пы раз­ви­ва­ли в не­ко­то­рых про­из­ве­де­ни­ях жи­во­пис­цы Дж. Пел­лиц­ца да Воль­пе­до и Дж. Се­ган­ти­ни. Диа­па­зон скульп­ту­ры В. про­сти­рал­ся от со­ци­аль­но-кри­тич. ри­то­ри­ки В. Ве­лы до им­прес­сио­ни­стич. опы­тов М. Рос­со.

В му­зы­ке В. воз­ник под влия­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го В. (Дж. Вер­га) и пред­став­лен гл. обр. опе­ра­ми П. Мас­ка­ньи («Сель­ская честь», 1890), Р. Ле­он­ка­вал­ло («Пая­цы», 1892), У. Джор­да­но, Ф. Чи­леа, Р. Дзан­до­наи, И. Мон­те­мец­ци. К В. был бли­зок Дж. Пуч­чи­ни, развив­ший реа­ли­стич. тен­ден­ции опер Дж. Вер­ди и Ж. Би­зе, а так­же Ф. Аль­фа­но (в ран­них со­чи­не­ни­ях). В ос­но­ве сю­же­тов ве­ри­ст­ских опер (б. ч. не­боль­ших опер-но­велл) – жи­тей­ская бы­то­вая дра­ма, как пра­ви­ло, с ост­рой лю­бов­ной кол­ли­зи­ей; ге­рои – кре­сть­я­не, бро­дя­чие ак­тё­ры, мас­те­ро­вые. Текст (пре­им. про­заи­че­ский) на­сы­щен бы­то­вой ре­чью, диа­лек­тиз­ма­ми, вуль­га­риз­ма­ми, в му­зы­ке ощу­ти­мо влия­ние гор. пе­сен­ных ин­то­на­ций. Род­ст­вен­ные В. яв­ле­ния – в муз. куль­ту­рах Фран­ции (опе­ры А. Брю­но, «Луи­за» Г. Шар­пан­тье), Гер­ма­нии («До­ли­на» Э. д’Альбера), его от­го­ло­ски про­сле­жи­ва­ют­ся и позд­нее, в ча­ст­но­сти в Ис­па­нии (М. де Фа­лья), Че­хии (Л. Яна­чек), США (Дж. К. Ме­нот­ти).

Лит.: Rinaldi M. Musica e verismo. Roma, 1932; Maltese C. Realismo e verismo nella pit­tura italiana dell’Ottocento. Mil., 1968; Uli­vi F. La letteratura verista. Torino, 1972; Во­ло­ди­на И. П. Лу­ид­жи Ка­пуа­на и ли­те­ра­тур­ная тео­рия ве­риз­ма (1860–1880). Л., 1975; Ле­ва­ше­ва О. Е. Пуч­чи­ни и его со­вре­мен­ни­ки. М., 1980; Naturalismo e verismo, i generi. Catania, 1988. Vol. 1–2; Spinazzola V. Ve­ris­mo e positivismo. Mil., 1993.

Вернуться к началу