Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФА́ЛЬЯ МАНУЭЛЬ ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 189-190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. де Фалья. Париж. 1913.

ФА́ЛЬЯ (Falla) Ма­ну­эль де (23.11.1876, Ка­дис – 14.11.1946, Аль­та-Гра­сия, Ар­ген­ти­на; по­хо­ро­нен в Ка­ди­се), исп. ком­по­зи­тор, муз. кри­тик. Один из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных исп. ком­по­зи­то­ров 20 в. В 1899 окон­чил Мад­рид­скую конс. (класс фп. Х. Тра­го). В 1902–04 за­ни­мал­ся у вид­но­го му­зы­ко­ве­да и пе­да­го­га Ф. Пед­ре­ля, ко­то­рый при­вил Ф. лю­бовь к отеч. му­зы­ке, при­дал его муз. взгля­дам ис­то­рич. ши­ро­ту и глу­би­ну. В 1902 опуб­ли­ко­ва­ны пер­вые со­чи­не­ния Ф. («Ан­да­лус­ская се­ре­на­да» и «Вальс-ка­прис» для фп.). В це­лях за­ра­бот­ка на­пи­сал 6 сар­су­эл (ме­ж­ду 1900 и 1904), но ком­мерч. ус­пе­ха они не име­ли. В 1907–14 жил в Па­ри­же (по­зна­ко­мил­ся там с М. Ра­ве­лем, П. Дю­ка, И. Ф. Стра­вин­ским, С. П. Дя­ги­ле­вым и др. пред­ста­ви­те­ля­ми куль­тур­ной эли­ты). Ис­пы­тал силь­ное воз­дей­ст­вие муз. им­прес­сио­низ­ма (кон­суль­тан­том со­чи­не­ний Ф. ак­тив­но вы­сту­пал К. Де­бюс­си), осо­бен­но в об­лас­ти гар­мо­нии [в «Трёх ме­ло­ди­ях» на сти­хи Т. Го­тье (1910) ис­поль­зо­вал сим­мет­рич­ные ла­ды и мно­го­тер­цо­вые ак­кор­ды как ко­ло­ри­стич. сред­ст­во]. При­зна­ние Ф. при­нес­ла опе­ра «Жизнь ко­рот­ка» (либр. К. Фер­нан­де­са-Шоу на ан­да­лус­ском диа­лек­те; Ниц­ца, 1913), с во­оду­шев­ле­ни­ем при­ня­тая пуб­ли­кой и кри­ти­кой по­сле по­ста­нов­ки в Па­ри­же («Опе­ра-Ко­мик», в том же го­ду). В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны (1914) вер­нул­ся в Мад­рид, где на­писал опе­ру-ба­лет «в цы­ган­ской ма­не­ре» (ори­ги­наль­ное обо­зна­че­ние жан­ра – gitanería) «Лю­бовь-вол­шеб­ни­ца» (либр. Г. Мар­ти­не­са Сьер­ры; те­атр «Ла­ра», 1915; в 1917–25 пе­ре­ра­бо­та­на в ба­лет, Па­риж, 1925) и пан­то­ми­му «Кор­ре­хи­дор и мель­ни­чи­ха» (либр. Мар­ти­не­са Сьер­ры по по­вес­ти П. А. де Алар­ко­на; те­атр «Эс­ла­ва», 1917), ко­то­рую по за­ка­зу Дя­ги­ле­ва су­ще­ст­вен­но пе­ре­ра­бо­тал в ба­лет «Тре­угол­ка» (Лон­дон, 1919, хо­рео­граф Л. Ф. Мя­син, худ. П. Пи­кас­со). Влия­ние эс­те­ти­ки и муз. язы­ка им­прес­сио­ни­стов наи­бо­лее силь­но ска­за­лось в сюи­те для фп. с ор­ке­ст­ром «Но­чи в са­дах Ис­па­нии» (1916), ко­то­рую Ф. обо­зна­чил как «сим­фо­ни­че­ские впе­чат­ле­ния» (impresiones sinfónicas). В 1919 пе­ре­ехал в Гра­на­ду, где сбли­зил­ся с Ф. Гар­сия Лор­кой; в свя­зи с со­вме­ст­ной под­го­тов­кой ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ля кан­те хон­до (см. в ст. Фла­мен­ко) на­пи­сал не­боль­шую кни­гу об этой муз. тра­ди­ции (1922). В од­но­акт­ной опе­ре «Ба­ла­ган­чик мас­те­ра Пед­ро» (по гла­ве из «Дон Ки­хо­та» М. де Сер­ван­те­са; Па­риж, 1923), стре­мясь вос­соз­дать ко­ло­рит ста­рин­ной исп. де­рев­ни, ис­поль­зо­вал об­раз­цы нар. му­зы­ки (в т. ч. из трак­та­та Ф. де Са­ли­на­са) и галь­яр­ду из ги­тар­ной шко­лы Г. Сан­са (1674). Раз­ра­бот­ка муз. ма­те­риа­ла исп. Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко ха­рак­тер­на и для др. со­чи­не­ний Ф. 2-й пол. 1920-х гг., сре­ди них – Кон­церт для кла­ве­си­на с ор­ке­ст­ром (на­пи­сан в 1926 по за­ка­зу В. Лан­дов­ской) и му­зы­ка к дра­ме П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки «Ве­ли­кий те­атр ми­ра» (1927). В 1926 Ф. на­чал ра­бо­тать над гран­ди­оз­ной «сце­ни­че­ской кан­та­той» (ори­ги­наль­ное обо­зна­че­ние жан­ра) «Ат­лан­ти­да» (либр. Ф. на ос­но­ве по­эмы Ж. Вер­да­ге­ра-и-Сан­та­ло), ко­то­рую пи­сал 20 лет (с пе­ре­ры­ва­ми), но не окон­чил [1-я сце­нич. по­ста­нов­ка в вер­сии Э. Альф­те­ра – в те­ат­ре «Ла Ска­ла» (Ми­лан, 1962)]. В 1930-е гг. ста­рал­ся дис­тан­ци­ро­вать­ся от по­ли­ти­ки, пре­по­да­вал ком­по­зи­цию; в 1939, с при­хо­дом к вла­сти Ф. Фран­ко, эмиг­ри­ро­вал в Ар­ген­ти­ну, где за­ра­ба­ты­вал ди­ри­жи­ро­ва­ни­ем (гл. обр. сво­их сочи­не­ний). Ав­тор муз.-кри­тич. ста­тей; опуб­ли­ко­ва­на пе­ре­пис­ка (сре­ди кор­рес­пон­ден­тов – Ф. Гар­сия Лор­ка, Х. Род­ри­го, Х. Ту­ри­на).

Соч.: El cante jondo (canto primitivo an­da­luz). Granada, 1922; Manuel de Falla: evo­ca­ción y correspondencia / Ed. de A. Soria. Gra­nada, 1983; Escritos sobre música y músi­cos: Debussy, Wagner, el ’cante jondo’ / Introd. y notas de F. Sopeña. 5 ed. Madrid, 2003.

Лит.: Sopeña F. Vida y obra de M. de Falla. Madrid, 1988; M. de Falla: Diálo­gos con la cultura del siglo XX / Ed. J. de Persia. Gra­nada, 1991; Harper N. L. M. de Falla: his life and music. Lanham, 2005; Hess C. A. Sacred passions: the life and music of M. de Falla. Oxf.; N. Y., 2005.

Вернуться к началу