ФА́ЛЬЯ МАНУЭЛЬ ДЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФА́ЛЬЯ (Falla) Мануэль де (23.11.1876, Кадис – 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина; похоронен в Кадисе), исп. композитор, муз. критик. Один из наиболее значительных исп. композиторов 20 в. В 1899 окончил Мадридскую конс. (класс фп. Х. Траго). В 1902–04 занимался у видного музыковеда и педагога Ф. Педреля, который привил Ф. любовь к отеч. музыке, придал его муз. взглядам историч. широту и глубину. В 1902 опубликованы первые сочинения Ф. («Андалусская серенада» и «Вальс-каприс» для фп.). В целях заработка написал 6 сарсуэл (между 1900 и 1904), но коммерч. успеха они не имели. В 1907–14 жил в Париже (познакомился там с М. Равелем, П. Дюка, И. Ф. Стравинским, С. П. Дягилевым и др. представителями культурной элиты). Испытал сильное воздействие муз. импрессионизма (консультантом сочинений Ф. активно выступал К. Дебюсси), особенно в области гармонии [в «Трёх мелодиях» на стихи Т. Готье (1910) использовал симметричные лады и многотерцовые аккорды как колористич. средство]. Признание Ф. принесла опера «Жизнь коротка» (либр. К. Фернандеса-Шоу на андалусском диалекте; Ницца, 1913), с воодушевлением принятая публикой и критикой после постановки в Париже («Опера-Комик», в том же году). В нач. 1-й мировой войны (1914) вернулся в Мадрид, где написал оперу-балет «в цыганской манере» (оригинальное обозначение жанра – gitanería) «Любовь-волшебница» (либр. Г. Мартинеса Сьерры; театр «Лара», 1915; в 1917–25 переработана в балет, Париж, 1925) и пантомиму «Коррехидор и мельничиха» (либр. Мартинеса Сьерры по повести П. А. де Аларкона; театр «Эслава», 1917), которую по заказу Дягилева существенно переработал в балет «Треуголка» (Лондон, 1919, хореограф Л. Ф. Мясин, худ. П. Пикассо). Влияние эстетики и муз. языка импрессионистов наиболее сильно сказалось в сюите для фп. с оркестром «Ночи в садах Испании» (1916), которую Ф. обозначил как «симфонические впечатления» (impresiones sinfónicas). В 1919 переехал в Гранаду, где сблизился с Ф. Гарсия Лоркой; в связи с совместной подготовкой междунар. фестиваля канте хондо (см. в ст. Фламенко) написал небольшую книгу об этой муз. традиции (1922). В одноактной опере «Балаганчик мастера Педро» (по главе из «Дон Кихота» М. де Сервантеса; Париж, 1923), стремясь воссоздать колорит старинной исп. деревни, использовал образцы нар. музыки (в т. ч. из трактата Ф. де Салинаса) и гальярду из гитарной школы Г. Санса (1674). Разработка муз. материала исп. Средневековья, Возрождения и барокко характерна и для др. сочинений Ф. 2-й пол. 1920-х гг., среди них – Концерт для клавесина с оркестром (написан в 1926 по заказу В. Ландовской) и музыка к драме П. Кальдерона де ла Барки «Великий театр мира» (1927). В 1926 Ф. начал работать над грандиозной «сценической кантатой» (оригинальное обозначение жанра) «Атлантида» (либр. Ф. на основе поэмы Ж. Вердагера-и-Сантало), которую писал 20 лет (с перерывами), но не окончил [1-я сценич. постановка в версии Э. Альфтера – в театре «Ла Скала» (Милан, 1962)]. В 1930-е гг. старался дистанцироваться от политики, преподавал композицию; в 1939, с приходом к власти Ф. Франко, эмигрировал в Аргентину, где зарабатывал дирижированием (гл. обр. своих сочинений). Автор муз.-критич. статей; опубликована переписка (среди корреспондентов – Ф. Гарсия Лорка, Х. Родриго, Х. Турина).