ПЕДРЕ́ЛЬ ФЕЛИПЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕДРЕ́ЛЬ (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса – 19.8.1922, Барселона), исп. композитор, музыковед и педагог. Был певчим капеллы кафедрального собора Тортосы под рук. капельмейстера Х. А. Нина-и-Серры; дальнейшие проф. навыки приобрёл самостоятельно. Испытал влияние Р. Вагнера. С 1873 дирижёр труппы сарсуэлы в Барселоне, для которой сочинил неск. сарсуэл. В театре «Лисео» (Барселона) осуществлены постановки его опер «Приключение последнего Абенсерраха» (по новелле Ф. Шатобриана, 1874) и «Квазимодо» (по роману В. Гюго, 1875); последняя обеспечила композитору стипендию и возможность творч. работы в Италии и Франции (1876–80). Во Франции П. создал вокальные циклы «Восточные мотивы» (на тексты Гюго) и «Утешения» (на тексты Т. Готье), симфонич. поэму «Эксельсиор» (1880); в Риме занимался музыкально-исследовательской работой.
С 1880 жил в Барселоне, вёл науч. и издательскую работу, по его инициативе возникло неск. спец. журналов. К этому периоду относится начало педагогич. работы П., среди его учеников и последователей – И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. Одноврем. с научно-просветительной активностью П., направленной на популяризацию и возрождение забытых образцов музыки прошлых веков, в его собств. композиторском творчестве шёл поиск путей будущего развития испанской, и в частности каталонской, музыки и возможностей создания нац. оперы. Попытка решения этой задачи была предпринята композитором в оперной трилогии с прологом «Пиренеи» (замысел не был до конца осуществлён), в которой он стремился достичь синтеза нац. традиции с опытом европ. классич. школы и современных ему композиторов, в первую очередь Р. Вагнера. В 1891, окончив работу над прологом оперы, П. опубликовал брошюру «За новую музыку», где сформулировал осн. принципы своей оперной эстетики. 1-я ч. трилогии, под назв. «Пиренеи» (либр. В. Балагера), поставлена в 1902 в театре «Лисео»; 2-я ч., «Селестина» (либр. Ф. де Рохаса), дана в концертном исполнении в том же году в Барселоне. В 1894–1904 проф. истории музыки в Королевской конс., с 1895 также чл. Королевской академии изящных искусств в Мадриде. К этому времени относится появление наиболее фундам. трудов П.: полного собр. сочинений Т. Л. де Виктории (т. 1–8, 1902–13), антологии «Испанская школа духовной музыки» («Hispaniae schola musicae sacrae», vol. 1–8, 1894–96), Биографич. словаря исп., португ. и лат.-амер. композиторов (т. 1, 1897), исследования «Испанский музыкальный театр до нач. 19 в.» (т. 1–5, 1897–98) и др. С 1904 вновь в Барселоне, пропагандировал исп. духовную музыку (в сотрудничестве с хоровым об-вом «Орфео Катала»), составил «Антологию классических испанских органистов» (т. 1–2, 1908), издал «Собрание испанских народных песен» в собств. гармонизации (т. 1–4, 1918–22). Здесь им написана последняя опера «Граф Арнау» (1904, либр. Х. Марагаля). Автор значит. количества духовной музыки (мессы, реквиемы и др.), сочинений для оркестра, камерного ансамбля и др.