Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДРЕ́ЛЬ ФЕЛИПЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 512

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Л. Бахрах

ПЕДРЕ́ЛЬ (Pedrell) Фе­ли­пе (19.2.1841, Тор­то­са – 19.8.1922, Бар­се­ло­на), исп. ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед и пе­да­гог. Был пев­чим ка­пел­лы ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Тор­то­сы под рук. ка­пель­мей­сте­ра Х. А. Ни­на-и-Сер­ры; даль­ней­шие проф. на­вы­ки при­об­рёл са­мо­стоя­тель­но. Ис­пы­тал влия­ние Р. Ваг­не­ра. С 1873 ди­ри­жёр труп­пы сар­су­элы в Бар­се­ло­не, для ко­то­рой со­чи­нил неск. сар­су­эл. В те­ат­ре «Ли­сео» (Бар­се­ло­на) осу­ще­ст­в­ле­ны по­ста­нов­ки его опер «При­клю­че­ние по­след­не­го Абен­сер­ра­ха» (по но­вел­ле Ф. Ша­тоб­риа­на, 1874) и «Ква­зи­мо­до» (по ро­ма­ну В. Гю­го, 1875); по­след­няя обес­пе­чи­ла ком­по­зи­то­ру сти­пен­дию и воз­мож­ность творч. ра­бо­ты в Ита­лии и Фран­ции (1876–80). Во Фран­ции П. соз­дал во­каль­ные цик­лы «Вос­точ­ные мо­ти­вы» (на тек­сты Гю­го) и «Уте­ше­ния» (на тек­сты Т. Го­тье), сим­фо­нич. по­эму «Эк­сель­си­ор» (1880); в Ри­ме за­ни­мал­ся му­зы­каль­но-ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­той.

С 1880 жил в Бар­се­ло­не, вёл на­уч. и из­да­тель­скую ра­бо­ту, по его ини­циа­ти­ве воз­ник­ло неск. спец. жур­на­лов. К это­му пе­рио­ду от­но­сит­ся на­ча­ло пе­да­го­гич. ра­бо­ты П., сре­ди его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей – И. Аль­бе­нис, Э. Гра­на­дос, М. де Фа­лья. Од­но­врем. с на­уч­но-про­све­ти­тель­ной ак­тив­но­стью П., на­прав­лен­ной на по­пу­ля­ри­за­цию и воз­ро­ж­де­ние за­бы­тых об­раз­цов му­зы­ки про­шлых ве­ков, в его собств. ком­по­зи­тор­ском твор­че­ст­ве шёл по­иск пу­тей бу­ду­ще­го раз­ви­тия ис­пан­ской, и в ча­ст­но­сти ка­та­лон­ской, му­зы­ки и воз­мож­но­стей соз­да­ния нац. опе­ры. По­пыт­ка ре­ше­ния этой за­да­чи бы­ла пред­при­ня­та ком­по­зи­то­ром в опер­ной три­ло­гии с про­ло­гом «Пи­ре­неи» (за­мы­сел не был до кон­ца осу­ще­ст­в­лён), в ко­то­рой он стре­мил­ся дос­тичь син­те­за нац. тра­ди­ции с опы­том ев­роп. клас­сич. шко­лы и со­вре­мен­ных ему ком­по­зи­то­ров, в пер­вую оче­редь Р. Ваг­не­ра. В 1891, окон­чив ра­бо­ту над про­ло­гом опе­ры, П. опуб­ли­ко­вал бро­шю­ру «За но­вую му­зы­ку», где сфор­му­ли­ро­вал осн. прин­ци­пы сво­ей опер­ной эс­те­ти­ки. 1-я ч. три­ло­гии, под назв. «Пи­ренеи» (либр. В. Ба­ла­ге­ра), по­став­ле­на в 1902 в те­ат­ре «Ли­сео»; 2-я ч., «Се­ле­сти­на» (либр. Ф. де Ро­ха­са), да­на в кон­церт­ном ис­пол­не­нии в том же го­ду в Бар­се­ло­не. В 1894–1904 проф. ис­то­рии му­зы­ки в Ко­ро­лев­ской конс., с 1895 так­же чл. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии изящ­ных ис­кусств в Мад­ри­де. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся по­яв­ле­ние наи­бо­лее фун­дам. тру­дов П.: пол­но­го собр. со­чи­не­ний Т. Л. де Вик­то­рии (т. 1–8, 1902–13), ан­то­ло­гии «Ис­пан­ская шко­ла ду­хов­ной му­зы­ки» («His­paniae schola musicae sa­crae», vol. 1–8, 1894–96), Био­гра­фич. сло­ва­ря исп., пор­туг. и лат.-амер. ком­по­зи­то­ров (т. 1, 1897), ис­сле­до­ва­ния «Ис­пан­ский му­зы­каль­ный те­атр до нач. 19 в.» (т. 1–5, 1897–98) и др. С 1904 вновь в Бар­се­ло­не, про­па­ган­ди­ро­вал исп. ду­хов­ную му­зы­ку (в со­труд­ни­че­ст­ве с хо­ро­вым об-вом «Ор­фео Ка­та­ла»), со­ста­вил «Ан­то­ло­гию клас­си­че­ских ис­пан­ских ор­га­ни­стов» (т. 1–2, 1908), из­дал «Со­б­ра­ние ис­пан­ских на­род­ных пе­сен» в собств. гар­мо­ни­за­ции (т. 1–4, 1918–22). Здесь им на­пи­са­на по­след­няя опе­ра «Граф Ар­нау» (1904, либр. Х. Ма­ра­га­ля). Ав­тор зна­чит. ко­ли­че­ст­ва ду­хов­ной му­зы­ки (мес­сы, ре­к­вие­мы и др.), со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра, ка­мер­но­го ан­самб­ля и др.

Лит.: Mitjana R. La musica contemporánea en España y F. Pedrell. Madrid, 1901; Al maestro Pedrell: escritos heortásticos. Tortosa, 1911; Anglès H. Catа̀leg dels manuscrits musicals de la Collecció Pedrell. Barcelona, 1921; Villalba Muñoz L. F. Pedrell, semblanza y biografía. Madrid, 1922; Фа­лья M. де. Ста­тьи о му­зы­ке и му­зы­кан­тах. М., 1971; Jover M. F. Pedrell: Tortosa, 1972; Мар­ты­нов И. И. Му­зы­ка Ис­па­нии. М., 1977; Bonastre Fr. F. Pedrell: aco­taciones a una idea. Tarragona, 1977.

Вернуться к началу