Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАТОБРИА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 706-707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

ШАТОБРИА́Н (Chateaubriand) Фран­суа Ре­не де (4.9.1768, Сен-Ма­ло – 4.7.1848, Па­риж; по­хо­ро­нен на о. Гран-Бе, близ Сен-Ма­ло), франц. пи­са­тель, гос. дея­тель, чл. Франц. ака­де­мии (1811). Из ари­сто­кра­тич. се­мьи, дет­ст­во про­вёл в ро­до­вом зам­ке, учил­ся в кол­ле­жах До­ля (1777–81), Ре­на (1781–82) и Ди­на­на (1783). В кон. 1780-х гг. пе­ре­ехал в Па­риж, где стал сви­де­те­лем и, воз­мож­но, уча­ст­ни­ком штур­ма Бас­ти­лии. В 1791 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Аме­ри­ку, по воз­вра­ще­нии в Па­риж примк­нул к вой­ску роя­ли­стов, был ра­нен при оса­де Тьон­ви­ля; за­тем жил в Бель­гии, в 1793 эмиг­ри­ро­вал в Анг­лию. В 1800 по­сле ам­ни­стии вер­нул­ся во Фран­цию, в 1803 франц. по­слан­ник в Ри­ме; по­сле убий­ст­ва гер­цо­га Эн­ги­ен­ско­го (1804) по­дал в от­став­ку и пе­ре­шёл в оп­по­зи­цию к ре­жи­му На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та. В 1806–1807 пред­при­нял пу­те­ше­ст­вие в Ита­лию, Гре­цию, на Ближ­ний Вос­ток, в Еги­пет; до 1814 жил в уе­ди­не­нии близ Пари­жа. При­вет­ст­во­вал Рес­тав­ра­цию Бур­бо­нов в 1814, был со­вет­ни­ком Лю­до­ви­ка XVIII, по­сле­до­вал за ним в Гент в пе­ри­од «Ста дней» (1815). По­сле окон­ча­тель­но­го па­де­ния на­по­ле­о­нов­ско­го ре­жи­ма был про­воз­гла­шён пэ­ром Фран­ции и гос. ми­ни­ст­ром (1815–16), воз­глав­лял ульт­ра­роя­ли­ст­ский ж. «Le Con­servateur» (1818–20). В кон. 1810-х – 1820-х гг. вы­пол­нял ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ния, по­сте­пен­но от­да­ля­ясь от кон­сер­ва­тив­ных кру­гов. В 1830 от­ка­зал­ся от гос. и об­ществ. дел, до кон­ца жиз­ни жил уе­ди­нён­но в Па­ри­же.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт идил­ли­ей в ду­хе клас­си­циз­ма «Сель­ская лю­бовь» («L’amour de la campagne», 1790). Бу­ду­чи стес­нён­ным в сред­ст­вах во вре­мя англ. эмиг­ра­ции (сер. 1790-х гг.), про­фес­сио­наль­но об­ра­тил­ся к лит. твор­че­ст­ву. В 1797 из­дал во мно­гом про­дол­жив­шую тра­ди­ции Про­све­ще­ния кн. «Опыт ис­то­ри­че­ский, по­ли­ти­че­ский и мо­раль­ный о ре­во­лю­ци­ях ста­рых и но­вых, рас­смат­ри­вае­мых в со­от­но­ше­нии с Фран­цуз­ской ре­во­лю­ци­ей» («Essai historique, politique et moral sur les révolutions an­ciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française»), в ко­то­рой по­ста­вил под со­мне­ние идеи со­ци­аль­но­го про­грес­са. В Лон­до­не на­чал ра­бо­ту над трак­та­том «Ге­ний хри­сти­ан­ст­ва» («Génie du christianisme», 1802, со­кра­щён­ный рус. пер. 1982), где об­ра­тил­ся к про­слав­ле­нию хри­сти­ан­ской ре­ли­гии, вос­при­ня­той им в ка­че­ст­ве осн. ис­точ­ни­ка зап. куль­ту­ры. Трак­тат, соз­дан­ный в рус­ле по­ле­ми­ки с про­све­тит. куль­том ра­зу­ма, в зна­чит. сте­пе­ни пред­вос­хи­тил эс­те­ти­ку ро­ман­тиз­ма; ему при­су­щи по­вы­шен­ное вни­ма­ние к при­ро­де, ср.-век. ис­то­рии и ис­кус­ст­ву (пре­ж­де все­го – го­ти­ке), а так­же к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка – его чув­ст­вам, фан­та­зии, ин­туи­ции. По мыс­ли Ш., толь­ко хри­сти­ан­ст­во по­мо­га­ет че­ло­ве­ку ос­мыс­лить собств. жизнь, по­нять её смысл и при­нять смерть; ве­ра ис­це­ля­ет стра­ж­ду­щую ду­шу, на­прав­ля­ет к спа­се­нию и за­гроб­но­му бла­жен­ст­ву. В ка­че­ст­ве ил­лю­ст­ра­ции сво­их идей он вклю­чил в трак­тат по­вес­ти «Ата­ла, или Лю­бовь двух ди­ка­рей в пус­ты­не» («Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le désert», отд. из­да­ние в 1801, рус. пер. 1802), а так­же «Ре­не, или След­ст­вия стра­стей» («René, ou les Effets des passions», отд. изд. в 1802, рус. пер. 1805), ко­то­рая сто­ит у ис­то­ков франц. тра­ди­ции ро­ма­нов о «лиш­них лю­дях» (Б. Кон­стан, А. де Мюс­се и др.). Про­бле­ма экс­та­тич. стра­да­ния и смер­ти во сла­ву Гос­по­да в цен­тре «хри­сти­ан­ской эпо­пеи» в про­зе «Му­че­ни­ки» («Les Mar­tyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne», 1809, рус. пер. 1816) из ис­то­рии пер­вых хри­сти­ан в Древ­нем Ри­ме. Те­мы «ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка», от­ва­ги, стра­сти и чес­ти до­ми­ни­ру­ют в по­вес­тях «Ис­то­рия по­след­не­го из Абен­се­рад­жей» («Aven­tures du dernier Abencerage», созд. в 1810, изд. в 1826; рус. пер. 1959; на сю­жет из исп.-мав­ри­тан­ской ис­то­рии) и «Нат­че­зы» («Les Natchez», 1826; опе­ра 1893; о жиз­ни сев.-амер. ин­дей­цев).

Ав­тор кн. «Опыт об анг­лий­ской ли­те­ра­ту­ре» («Essai sur la littérature an­g­laise», 1836, сокр. рус. пер. 1982), ме­муа­ров «За­мо­гиль­ные за­пис­ки» («Mémoires d’outre-tombe», 1848–50, рус. пер. 1851), трак­та­тов, эс­се, пу­те­вых за­ме­ток и др. Твор­че­ст­во Ш., ока­зав­шее зна­чит. воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие франц. лит-ры, поль­зо­ва­лось боль­шой по­пу­ляр­но­стью в Рос­сии в 1-й пол. 19 в.

Соч.: [В кн.:] Фран­цуз­ская но­вел­ла XIX в. М.; Л., 1959. Т. 1; [В кн.:] Фран­цуз­ская ро­ман­ти­че­ская по­весть. Л., 1982; [В кн.:] Эс­тети­ка ран­не­го фран­цуз­ско­го ро­ман­тиз­ма. М., 1982; За­мо­гиль­ные за­пис­ки. М., 1995; Œ uvres complètes. P., 2008–[2016]. Vol. 1–[26].

Лит.: Painter G. Chateaubriand: Une bio­gra­phie. P., 1979; d’Ormesson J. Album Chatea­u­b­riand. P., 1988; Diesbach G. de. Chateau­bri­and. P., 1995; Fumaroli M. Cha­teaub­riand: Poésie et terreur. P., 2003; Berchet J.-C. Cha­teaubriand. P., 2012.

Вернуться к началу