ШАТОБРИА́Н
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАТОБРИА́Н (Chateaubriand) Франсуа Рене де (4.9.1768, Сен-Мало – 4.7.1848, Париж; похоронен на о. Гран-Бе, близ Сен-Мало), франц. писатель, гос. деятель, чл. Франц. академии (1811). Из аристократич. семьи, детство провёл в родовом замке, учился в коллежах Доля (1777–81), Рена (1781–82) и Динана (1783). В кон. 1780-х гг. переехал в Париж, где стал свидетелем и, возможно, участником штурма Бастилии. В 1791 совершил путешествие в Америку, по возвращении в Париж примкнул к войску роялистов, был ранен при осаде Тьонвиля; затем жил в Бельгии, в 1793 эмигрировал в Англию. В 1800 после амнистии вернулся во Францию, в 1803 франц. посланник в Риме; после убийства герцога Энгиенского (1804) подал в отставку и перешёл в оппозицию к режиму Наполеона I Бонапарта. В 1806–1807 предпринял путешествие в Италию, Грецию, на Ближний Восток, в Египет; до 1814 жил в уединении близ Парижа. Приветствовал Реставрацию Бурбонов в 1814, был советником Людовика XVIII, последовал за ним в Гент в период «Ста дней» (1815). После окончательного падения наполеоновского режима был провозглашён пэром Франции и гос. министром (1815–16), возглавлял ультрароялистский ж. «Le Conservateur» (1818–20). В кон. 1810-х – 1820-х гг. выполнял дипломатич. поручения, постепенно отдаляясь от консервативных кругов. В 1830 отказался от гос. и обществ. дел, до конца жизни жил уединённо в Париже.
Дебютировал как поэт идиллией в духе классицизма «Сельская любовь» («L’amour de la campagne», 1790). Будучи стеснённым в средствах во время англ. эмиграции (сер. 1790-х гг.), профессионально обратился к лит. творчеству. В 1797 издал во многом продолжившую традиции Просвещения кн. «Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией» («Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française»), в которой поставил под сомнение идеи социального прогресса. В Лондоне начал работу над трактатом «Гений христианства» («Génie du christianisme», 1802, сокращённый рус. пер. 1982), где обратился к прославлению христианской религии, воспринятой им в качестве осн. источника зап. культуры. Трактат, созданный в русле полемики с просветит. культом разума, в значит. степени предвосхитил эстетику романтизма; ему присущи повышенное внимание к природе, ср.-век. истории и искусству (прежде всего – готике), а также к внутреннему миру человека – его чувствам, фантазии, интуиции. По мысли Ш., только христианство помогает человеку осмыслить собств. жизнь, понять её смысл и принять смерть; вера исцеляет страждущую душу, направляет к спасению и загробному блаженству. В качестве иллюстрации своих идей он включил в трактат повести «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» («Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le désert», отд. издание в 1801, рус. пер. 1802), а также «Рене, или Следствия страстей» («René, ou les Effets des passions», отд. изд. в 1802, рус. пер. 1805), которая стоит у истоков франц. традиции романов о «лишних людях» (Б. Констан, А. де Мюссе и др.). Проблема экстатич. страдания и смерти во славу Господа в центре «христианской эпопеи» в прозе «Мученики» («Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne», 1809, рус. пер. 1816) из истории первых христиан в Древнем Риме. Темы «естественного человека», отваги, страсти и чести доминируют в повестях «История последнего из Абенсераджей» («Aventures du dernier Abencerage», созд. в 1810, изд. в 1826; рус. пер. 1959; на сюжет из исп.-мавританской истории) и «Натчезы» («Les Natchez», 1826; опера 1893; о жизни сев.-амер. индейцев).
Автор кн. «Опыт об английской литературе» («Essai sur la littérature anglaise», 1836, сокр. рус. пер. 1982), мемуаров «Замогильные записки» («Mémoires d’outre-tombe», 1848–50, рус. пер. 1851), трактатов, эссе, путевых заметок и др. Творчество Ш., оказавшее значит. воздействие на развитие франц. лит-ры, пользовалось большой популярностью в России в 1-й пол. 19 в.