КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (полная фам. Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño) Педро (17.1.1600, Мадрид – 25.5.1681, там же), исп. драматург, один из виднейших представителей театра барокко. Сын дворянина Диего Кальдерона, занимавшего пост секретаря Совета по управлению гос. имуществом, и нем. дворянки Анны Марии де Энао. Учился в иезуитском колледже в Мадриде, в ун-тах Алькала-де-Энарес и Саламанкском (последний окончил со степенью бакалавра права). Состоял на воен. службе, которую совмещал со службой при дворах исп. знати. В 1623–25, сопровождая герцога де Фриаса, побывал во Фландрии и Италии. В 1642 после ранения ушёл в отставку. В 1651 принял священнический сан, получил место капеллана в Толедо (1653), с 1663 служил при дворе.
С 1623 выступал как сочинитель пьес для театров. В 1635 король Филипп IV, высоко ценивший талант К. де ла Б., назначил его директором театра Колизей в мадридской королевской резиденции Буэн-Ретиро, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также разл. световые эффекты и муз. сопровождение; некоторые поздние пьесы К. де ла Б. приближаются к жанру сарсуэлы.
К. принадлежат св. 110 трёхактных пьес разного жанрового и тематич. плана («комедий» в современном ему широком значении слова) и ок. 80 одноактных (лоа, интермедий, ауто и др.). Как комедиограф, он развил традиции Лопе Ф. де Веги Карпьо, добившись бoльшей композиционной стройности пьес за счёт сокращения количества эпизодов и действующих лиц, ухода от импровизации и спонтанности развития действия. Комедии интриги «Дама-невидимка» («La dama duende») и «Дом с двумя выходами трудно охранять» («Casa con dos puertas mala es de guardar», обе 1629) стали первым театральным успехом К. де ла Б., снискавшим ему покровительство короля. Сюжет обеих пьес построен схожим образом: дама, пользуясь потайным входом в дом, интригует и добивается любви приглянувшегося ей молодого человека. К числу наиболее популярных комедий К. де ла Б. относятся пьесы «Сам у себя под стражей» («El alcalde de si mismo», 1627?), «Мнимый астролог» («El astrólogo fingido», 1632), «С любовью не шутят» («No hay burlas con el amor», 1632?) и др. Среди его «серьёзных» пьес особое место занимают т. н. драмы чести: «Луис Перес-галисиец» («Luis Pérez el gallego», 1627), «Врач своей чести» («El médico de su honra», изд. 1637), «Живописец своего бесчестия» («El pintor de su deshonra», изд. 1650), а также народно-героич. «драмы чести» («Саламейский алькальд», «El alcalde de Zalamea», изд. 1651, и др.); в их основе – конфликт обществ. долга и христианской системы ценностей.
Один из сквозных мотивов творчества К. де ла Б. – восстание сына против тирана-отца – развёрнут в ранней религ.-филос. драме «Поклонение кресту» («La devocion de la Cruz», изд. 1636). К этому же жанру принадлежат пьесы «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», изд. 1636), «Маг-чудодей» («El mágico prodigioso», 1637). К «серьёзным» драмам относятся также пьесы на историч. сюжеты («Английская ересь», «La cisma de Inglaterra», 1627?; «Стойкий принц», «El principe constante», 1629; «Дочь воздуха», «La hija del aire», изд. 1650), на сюжеты ренессансно-рыцарские («Мантибльский мост», «La puente de Mantible», 1630), библейские («Волосы Авессалома», «Los cabellos de Absalón», 1651), мифологические («Зверь, молния и камень», «La fiera, el rayo y la piedra», 1652; «Эхо и Нарцисс», «Eco y Narciso», 1661; «Статуя Прометея», «La estatua de Prometeo», ок. 1668). Самая знаменитая драма К. де ла Б. – «Жизнь есть сон» («La vida es sueno», изд. 1636) содержит элементы филос. драмы, «драмы чести» и комедии интриги. В ней он попытался найти ответы на вопросы о предназначении человека, его судьбе и свободе воли, о качествах совершенного правителя, а также о том, как в мире, где сталкиваются разные воли и устремления, возможны порядок и согласие.
Из одноактных пьес К. де ла Б. наибольшую известность получили ауто, в которых образно представлены осн. догматы католич. вероучения, связанные с таинством Евхаристии: «Пир Вальтазара» («La cena del rey Baltazar», 1634), «Великое торжище мира» («El gran mercado del mundo», 1635), «Божественный охотник» («El divino cazador», 1642), «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo», ок. 1645) и др.
В постановках большинства пьес К. де ла Б. предполагалось изображение на сцене разного рода чудес и превращений; обилие символич. предметов, имён, «знаковых» мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений – отличит. особенность его поэтики, близкой к культеранизму.
К. де ла Б. стал широко известен в Европе в эпоху романтизма (нем. критики-романтики ставили его вровень с У. Шекспиром). Первые опыты перевода К. де ла Б. на рус. яз. (с франц. яз.) предприняла имп. Екатерина II; первым переводчиком с исп. яз. стал П. В. Киреевский. Пик популярности К. де ла Б. в России пришёлся на нач. 20 в., когда появилось первое собрание его драм в пер. К. Д. Бальмонта, были осуществлены постановки В. Э. Мейерхольда («Поклонение кресту», 1910; «Стойкий принц», 1915), А. Я. Таирова («Жизнь есть сон», 1914) и др.