Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРСУЭ́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САРСУЭ́ЛА (исп. zarzuela), исп. му­зы­каль­но-те­ат­раль­ный жанр. Воз­ник в 17 в. как нац. раз­но­вид­ность опе­ры с раз­го­вор­ны­ми диа­ло­га­ми. Назв. – от ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ции «Сар­су­эла» близ Мад­ри­да, где ста­ви­лись пер­вые про­из­ве­де­ния это­го жан­ра. Наи­бо­лее ран­ние со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы – тек­сты Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо (му­зы­ка не сохр.). Пье­сы П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки с му­зы­кой Х. Идаль­го – пер­вые но­ти­ро­ван­ные С. (1650-е гг.). Для ран­ней С. ти­пич­ны пас­то­раль­ные сю­же­ты, в ко­то­рые вво­ди­лись пер­со­на­жи ан­тич­ной ми­фо­ло­гии как ал­ле­го­рии по­ро­ков и доб­ро­де­те­лей. Му­зы­ку к С. в 17–18 вв. пи­са­ли С. Ду­рон, А. Ли­те­рес, А. Ро­за­лес, Р. де Ита. Позд­няя С. (2-я пол. 19 – 1-я пол. 20 вв.) близ­ка опе­рет­те, из­вест­на в 2 раз­но­вид­но­стях: мно­го­акт­ная «боль­шая» (grande) и од­но­акт­ная «ма­лая» (chico; вро­де во­де­ви­ля). Для неё ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние нар. исп. пе­сен и тан­цев, вклю­че­ние ко­мич. и «лёг­ких» ли­рич. сцен. Сре­ди ком­по­зи­то­ров – Ф. Бар­бь­е­ри, Э. Гра­на­дос, А. Ви­вес, П. Со­ро­са­баль, М. Тор­ро­ба. С. бы­ли по­пу­ляр­ны не толь­ко в Ис­па­нии, но и в ис­па­ноя­зыч­ных стра­нах Лат. Аме­ри­ки. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ко­ли­че­ст­во но­вых С. рез­ко со­кра­ти­лось. С. – сим­вол исп. куль­ту­ры, пре­стиж ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ет­ся на гос. уров­не. Осн. хра­ни­тель тра­ди­ции – Нац. те­атр «Сар­су­эла» в Мад­ри­де (1856).

Вернуться к началу