Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРСИ́Я ЛО́РКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ГАРСИ́Я ЛО́РКА (García Lorca) Фе­де­ри­ко (5.6.1898, Фу­эн­те-Ва­ке­рос, близ Гра­на­ды – 19.8.1936, Вис­нар, там же), исп. по­эт, дра­ма­тург. Окон­чил кол­ледж Свя­то­го серд­ца Ии­су­со­ва в Гра­на­де (1914); в 1915–23 (с пе­ре­ры­ва­ми) учил­ся в Гра­над­ском ун-те. Под­дер­жи­вал дру­же­ские от­но­ше­ния с А. Мачадo-и-Руи­сом и М. де Уна­му­но, М. де Фаль­ей, Л. Бунь­ю­элем, С. Да­ли, Р. Аль­бер­ти, Х. Гиль­е­ном. В 1929–30 на­хо­дил­ся в США, по­се­щал за­ня­тия в Ко­лум­бий­ском ун-те (Нью-Йорк); в мар­те – ию­не 1930 – на Ку­бе по при­гла­ше­нию Ис­па­но-Ку­бин. ин-та; в ию­не 1930 вер­нул­ся в Ис­па­нию. В 1931 совместно с Э. Угар­те ор­га­ни­зо­вал и воз­гла­вил пе­ре­движ­ной уни­вер­си­тет­ский те­атр «Ла Бар­ра­ка», це­лью ко­то­ро­го яв­ля­лась по­пу­ля­ри­за­ция исп. клас­сич. дра­ма­тур­гии; в 1933–34 вме­сте с те­ат­ром по­се­тил Ар­ген­ти­ну, Уруг­вай и Бра­зи­лию.

Пе­ча­тал­ся с 1917. Пер­вая кни­га Г. Л. – сбор­ник пу­те­вых за­ме­ток об Ис­па­нии «Впе­чат­ле­ния и пей­за­жи» («Impresiones y paisajes», 1918); пер­вое дра­ма­тич. со­чи­не­ние – фее­рия «Злые ча­ры ба­боч­ки» («El maleficio de la mariposa», 1919, опубл. в 1954), в ко­то­ром ощу­ти­мо влия­ние Э. Рос­та­на и М. Ме­тер­лин­ка. Ран­няя ли­ри­ка Г. Л. – в ду­хе ро­ман­тич. и сим­во­ли­ст­ской по­эзии [«Кни­га сти­хов» («Lib­ro de poemas», созд. в 1918–20, опубл. в 1921)]. Фольк­лор­ное на­ча­ло до­ми­ни­ру­ет в «По­эме о кан­те хон­до» («Poema del cante jondo», созд. в 1921–1926, опубл. в 1931), от­ра­зив­шей ув­ле­че­ние цы­ган­ско-ан­да­лус­ским пе­ни­ем. В сб. «Цы­ган­ское ро­ман­се­ро» («Ro­man­cero gitano», созд. в 1924–27, опубл. в 1928), где со­еди­ня­лись ста­рин­ные ле­ген­ды и пес­ни с сю­же­та­ми лит. про­ис­хо­ж­де­ния, Г. Л. пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ет тра­ди­ци­он­ный для исп. лит-ры жанр лиро-эпич. ро­ман­са, на­сы­щая его слож­ны­ми ас­со­циа­ция­ми, при­хот­ли­вым мет­рич. ри­сун­ком. Гро­теск­ные мо­ти­вы и об­ра­зы ха­рак­тер­ны для ан­ти­ур­ба­ни­стич. цик­ла «По­эт в Нью-Йор­ке» («Poeta en Nueva York», 1929–1930, опубл. в 1940), сюр­реа­ли­стич. по­эти­ка ко­то­ро­го пе­ре­кли­ка­ет­ся с филь­мом Л. Бунь­ю­эля «Зо­ло­той век». Куль­ми­на­ция по­этич. твор­че­ст­ва Г. Л. – цик­лы «Плач по Иг­на­сио Сан­че­су Ме­хиа­су» («Llanto por Ignacio Sánchez Mejías», 1936) и «Ди­ван Та­ма­ри­та» («Diván del Tamarit», 1935, опубл. в 1940), изо­би­лую­щие изо­щрён­ны­ми жан­ро­вы­ми и мет­рич. экс­пе­ри­мен­та­ми (вклю­чая ис­поль­зо­ва­ние по­этич. форм араб. про­ис­хо­ж­де­ния).

В дра­ма­тур­гии Г. Л. бур­ле­ск­ное на­ча­ло со­че­та­ет­ся с ро­ман­тич. па­фо­сом, сти­хия яр­ма­роч­но­го зре­ли­ща – с эле­мен­та­ми тра­ди­ци­он­но­го для исп. те­ат­ра жан­ра ау­то и приё­мом «те­ат­ра в те­ат­ре» (под влия­ни­ем Л. Пи­ран­дел­ло): ис­то­рич. дра­ма «Марь­я­на Пи­не­да» («Mariana Pine­da», 1927); фар­сы «Чу­дес­ная баш­мач­ни­ца» («La zapatera prodigiosa», 1930, опубл. в 1938) и «Лю­бовь до­на Пер­лим­пли­на» («Amor de don Perlimplín», 1933, опубл. в 1938) и др. Связь с эс­те­ти­кой сюр­реа­лиз­ма осо­бен­но ощу­ти­ма в не­за­вер­шён­ной ал­ле­го­рич. дра­ме «Пуб­ли­ка» («El público», 1930–31, опубл. в 1976), в ко­то­рой ут­вер­жда­ет­ся дос­то­ин­ст­во че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, про­ти­во­стоя­щей тол­пе, и в фи­лос. мис­те­рии о про­ти­во­бор­ст­ве че­ло­ве­ка и вре­ме­ни «Ко­гда прой­дёт пять лет» («Así que pasen cinco años», 1931, опубл. в 1937). Наи­бо­лее из­вест­на дра­ма­тич. три­ло­гия Г. Л.: вос­кре­шаю­щая тра­ди­цию ан­тич­но­го те­ат­ра тра­ге­дия в сти­хах «Кро­ва­вая свадь­ба» («Bodas de sangre», 1933, опубл. в 1936), «тра­ги­ческая по­эма» (по оп­ре­де­ле­нию Г. Л.) «Йер­ма» («Yerma», 1934, опубл. в 1937), а так­же про­за­ич. дра­ма «Дом Бер­нар­ды Аль­бы» («La casa de Bernarda Alba», 1936, опубл. в 1945), где по­этич. обоб­щён­ность ус­ту­па­ет ме­сто пси­хо­ло­гич. кон­крет­но­сти. Сре­ди др. со­чи­не­ний – лек­ции и ста­тьи о лит-ре, му­зы­ке, те­ат­ре, жи­во­пи­си.

Г. Л. в февр. 1936 совм. с Аль­бер­ти под­пи­сал пись­мо 300 исп. ин­тел­лек­туа­лов в под­держ­ку Нар. фрон­та. В ию­ле уе­хал из Мад­ри­да в Гра­на­ду, где че­рез ме­сяц на­чал­ся фа­ши­ст­ский мя­теж. 16 авг. он был аре­сто­ван фа­лан­ги­ста­ми, на рас­све­те 19 авг. рас­стре­лян. До 1953 про­из­ве­де­ния Г. Л. на­хо­ди­лись в Ис­па­нии под за­пре­том. На рус. яз. со­чи­не­ния Г. Л. пе­ре­во­ди­лись с 1936, ста­ви­лись на сце­не с 1939.

Соч.: Об ис­кус­ст­ве. М., 1971; Obras comple­tas. 22 ed. Madrid, 1980–1987. Vol. 1–3; Из­бран­ное. М., 1986. Т. 1–2; Са­мая пе­чаль­ная ра­дость... М., 1987; Prosa. Madrid, 1994. Vol. 1–2; Teatro inédito de juventud. Madrid, 1994.

Лит.: Díaz-Plaja G. F. García Lorca. B. Aires, 1948; Vásquez Ocaña F. García Lorca. Méx., 1962; Cano J. L. García Lorca. Barcelona, 1962; Ос­по­ват Л. Гар­сиа Лор­ка. М., 1965; Ма­ли­нов­ская Н. Р. Ле­ген­да о вре­ме­ни Ф. Гар­сиа Лор­ки // Ли­те­ра­ту­ра в кон­тек­сте куль­ту­ры. М., 1986; Valora­ción actual de la obra de García Lor­ca. Madrid, 1988; Си­лю­нас В. Ю. Ф. Гар­сиа Лор­ка: дра­ма по­эта. М., 1989; F. García Lor­ca e il suo tempo. Roma, 1999; F. García Lor­ca, clásico moderno, 1898–1998. Granada, 2000; Бра­гин­ская Э. В. Ф. Гар­сиа Лор­ка. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1971.

Вернуться к началу