ГАРСИ́Я ЛО́РКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРСИ́Я ЛО́РКА (García Lorca) Федерико (5.6.1898, Фуэнте-Вакерос, близ Гранады – 19.8.1936, Виснар, там же), исп. поэт, драматург. Окончил колледж Святого сердца Иисусова в Гранаде (1914); в 1915–23 (с перерывами) учился в Гранадском ун-те. Поддерживал дружеские отношения с А. Мачадo-и-Руисом и М. де Унамуно, М. де Фальей, Л. Буньюэлем, С. Дали, Р. Альберти, Х. Гильеном. В 1929–30 находился в США, посещал занятия в Колумбийском ун-те (Нью-Йорк); в марте – июне 1930 – на Кубе по приглашению Испано-Кубин. ин-та; в июне 1930 вернулся в Испанию. В 1931 совместно с Э. Угарте организовал и возглавил передвижной университетский театр «Ла Баррака», целью которого являлась популяризация исп. классич. драматургии; в 1933–34 вместе с театром посетил Аргентину, Уругвай и Бразилию.
Печатался с 1917. Первая книга Г. Л. – сборник путевых заметок об Испании «Впечатления и пейзажи» («Impresiones y paisajes», 1918); первое драматич. сочинение – феерия «Злые чары бабочки» («El maleficio de la mariposa», 1919, опубл. в 1954), в котором ощутимо влияние Э. Ростана и М. Метерлинка. Ранняя лирика Г. Л. – в духе романтич. и символистской поэзии [«Книга стихов» («Libro de poemas», созд. в 1918–20, опубл. в 1921)]. Фольклорное начало доминирует в «Поэме о канте хондо» («Poema del cante jondo», созд. в 1921–1926, опубл. в 1931), отразившей увлечение цыганско-андалусским пением. В сб. «Цыганское романсеро» («Romancero gitano», созд. в 1924–27, опубл. в 1928), где соединялись старинные легенды и песни с сюжетами лит. происхождения, Г. Л. переосмысливает традиционный для исп. лит-ры жанр лиро-эпич. романса, насыщая его сложными ассоциациями, прихотливым метрич. рисунком. Гротескные мотивы и образы характерны для антиурбанистич. цикла «Поэт в Нью-Йорке» («Poeta en Nueva York», 1929–1930, опубл. в 1940), сюрреалистич. поэтика которого перекликается с фильмом Л. Буньюэля «Золотой век». Кульминация поэтич. творчества Г. Л. – циклы «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» («Llanto por Ignacio Sánchez Mejías», 1936) и «Диван Тамарита» («Diván del Tamarit», 1935, опубл. в 1940), изобилующие изощрёнными жанровыми и метрич. экспериментами (включая использование поэтич. форм араб. происхождения).
В драматургии Г. Л. бурлескное начало сочетается с романтич. пафосом, стихия ярмарочного зрелища – с элементами традиционного для исп. театра жанра ауто и приёмом «театра в театре» (под влиянием Л. Пиранделло): историч. драма «Марьяна Пинеда» («Mariana Pineda», 1927); фарсы «Чудесная башмачница» («La zapatera prodigiosa», 1930, опубл. в 1938) и «Любовь дона Перлимплина» («Amor de don Perlimplín», 1933, опубл. в 1938) и др. Связь с эстетикой сюрреализма особенно ощутима в незавершённой аллегорич. драме «Публика» («El público», 1930–31, опубл. в 1976), в которой утверждается достоинство человеческой личности, противостоящей толпе, и в филос. мистерии о противоборстве человека и времени «Когда пройдёт пять лет» («Así que pasen cinco años», 1931, опубл. в 1937). Наиболее известна драматич. трилогия Г. Л.: воскрешающая традицию античного театра трагедия в стихах «Кровавая свадьба» («Bodas de sangre», 1933, опубл. в 1936), «трагическая поэма» (по определению Г. Л.) «Йерма» («Yerma», 1934, опубл. в 1937), а также прозаич. драма «Дом Бернарды Альбы» («La casa de Bernarda Alba», 1936, опубл. в 1945), где поэтич. обобщённость уступает место психологич. конкретности. Среди др. сочинений – лекции и статьи о лит-ре, музыке, театре, живописи.
Г. Л. в февр. 1936 совм. с Альберти подписал письмо 300 исп. интеллектуалов в поддержку Нар. фронта. В июле уехал из Мадрида в Гранаду, где через месяц начался фашистский мятеж. 16 авг. он был арестован фалангистами, на рассвете 19 авг. расстрелян. До 1953 произведения Г. Л. находились в Испании под запретом. На рус. яз. сочинения Г. Л. переводились с 1936, ставились на сцене с 1939.