УНАМУ́НО МИГЕЛЬ ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УНАМУ́НО (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао – 31.12.1936, Саламанка), исп. писатель, философ, обществ. деятель. По происхождению баск. Родился в семье коммерсанта. Рано потерял отца, воспитывался матерью. Окончил ф-т философии и гуманитарных наук Мадридского ун-та (1884), преподавал латынь в средних учебных заведениях. В 1891 перебрался в Саламанку, получил место проф. др.-греч. языка, лит-ры и философии в Саламанкском ун-те, его ректор с 1901, в 1914 из-за антимонархич. взглядов смещён с поста. За выступления против диктатуры Х. А. Примо де Риверы сослан на Канарские о-ва, откуда уехал во Францию. В 1930 вернулся в Испанию, восстановлен в звании ректора Саламанкского ун-та и избран депутатом кортесов (1931–33). Вначале поддержал фашистский мятеж, однако вскоре резко дистанцировался от него, выступив с публичным «проклятием» Ф. Франко. Осенью 1936 фактически помещён под домашний арест.
У. – один из ведущих представителей поколения 1898 года, дебютировал как писатель во многом автобиографич. романом «Мир в войне» («Paz en la guerra», 1897), выдержанным в традиц. реалистич. манере. Значит. резонанс имела публицистич. кн. «По поводу традиционализма» («En torno a casticismo», 1895), направленная против самоизоляции Испании. В результате пережитого в 1897 духовного кризиса, вызванного смертью 3-летнего сына, У., опираясь на учения Августина, ср.-век. исп. мистиков, труды Б. Паскаля, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Спенсера, разработал свою религ.-филос. концепцию, ярко воплотившуюся в публицистике: сб. «Три эссе» («Tres ensayos», 1900), кн. «Жизнь Дон Кихота и Санчо» («Vida de Don Quijote y Sancho», 1905), «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» («Del sentimiento trágico de la vida en los hombres y en los pueblos», 1912), «Агония христианства» («La agonia del cristianismo», 1925). В центре этой концепции, предвосхитившей осн. мотивы позднейшего экзистенциализма, – драматич. противоречия между верой и разумом, осмысление духовной жизни личности, устремлённой к бессмертию, но разумом сознающей собств. конечность. Трагич. ощущение жизни, присущее, по мысли У., как отд. личностям, так и целым народам, проистекает из невозможности найти рациональный ответ на духовные запросы. Одним из способов разрешения этой ключевой проблемы становится «кихотизм»: Дон Кихот, по мысли У., предстаёт своеобразным исп. Христом, символом созидающего начала и утверждения человеческого «я», образцом личности, борющейся за идеал без надежды на победу, но в самой этой борьбе проявляющей собств. волю и обретающей истинное существование и бессмертие. Проблематика человеческого существования – в центре романов У. «Любовь и педагогика» («Amor y pedagogía», 1902), «Туман» («Niebla», 1914), «Авель Санчес» («Abel Sánchez», 1917), «Тётя Тула» («La tía Tula», 1921) «Святой Мануэль Добрый, мученик» («San Manuel Bueno, mártir», 1933), кн. «Три назидательные новеллы и один пролог» («Tres novelas ejemplares y un prólogo», 1920). У. стремился создать особый, нетрадиционный тип романа-притчи, который он называл «нивола» (nivola, от novella, исп. «роман»); его проза отмечена почти полным отсутствием описаний конкретной эпохи, бытовых особенностей, нац. колорита. Сходная особенность отличает и драматургию У.: пьесы «Сфинкс» («La esfinge», 1898), «Федра» («Fedra», 1910), «Прошлое, которое возвращается» («El pasado que vuelve», 1910), «Соледад» («Soledad», 1921) и др. Получил также известность как поэт: сб. «Стихотворения» («Poesías», 1907), поэма «Христос Веласкеса» («El Cristo de Velázquez», 1920) и др. Автор сб. «Кансьонеро, поэтический дневник» («Cancionero, diario poético», начат в 1928, изд. в 1953, посм.); многочисл. эссе, писем.