БУНЬЮЭ́ЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУНЬЮЭ́ЛЬ, Бунюэль, Бюнюэль (Buñuel) Луис (22.2.1900, дер. Каланда, пров. Новый Арагон, Испания – 29.7.1983, Мехико), исп. кинорежиссёр, сценарист. Из состоятельной семьи, учился в католич. школах, завершал среднее образование в светском лицее в Сарагосе. С 1917 в Мадриде. Изучал историю, философию и лит-ру в Мадридском ун-те. На формирование взглядов Б. оказали влияние Ф. Гарсия Лорка, С. Дали, Р. Гомес де ла Серна. Начинал как литератор и кинокритик. Примкнул к ультраизму – худож. авангардистскому движению 1920-х гг. С 1925 в Париже. Работал ассистентом режиссёра у Ж. Эпштейна. Сблизился с кружком сюрреалистов (Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар, Р. Магрит, Ж. Садуль и др.). Режиссёрские кинодебюты Б. – «Андалузский пёс» (1928, сценарий совм. с С. Дали) и «Золотой век» (1930) – стали образцами сюрреализма в кино. Антиклерикальные и антибуржуазные мотивы послужили причиной запрета «Золотого века» (на 50 лет) и документального ф. «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932, вышел на экраны в 1937), вынудившего Б. на 15 лет оставить режиссуру (участвовал в гражд. войне, состоял на дипломатич. службе). В 1938–46 жил в США, где в качестве консультанта и монтажёра участвовал в создании фильмов об испанской и 2-й мировой войнах, делал испаноязычные версии амер. фильмов, работал в Музее совр. иск-ва (Нью-Йорк). С 1946 в Мексике, где начал снимать жанровое кино, преим. мелодрамы: «Большое казино» (1947), «Сусанна» («Демон и плоть», 1950), «Дочь обмана» («Дон Кинтин – горемыка», 1951), «Зверь» (1952) и др. В дальнейшем экранизировал произведения Г. де Мопассана («Женщина без любви» по роману «Пьер и Жан», 1951), Д. Дефо («Робинзон Крузо», 1952), Э. Бронте («Бездны страсти» по роману «Грозовой перевал», 1953), Б. Переса Гальдоса («Тристана», 1970) и др. Фильмы «Забытые» (1950, пр. Мкф в Канне) и «Назарин» (1958, пр. Мкф в Канне) определили поэтику кинематографа Б. как «жестокий реализм», выдвинув режиссёра в ряд выдающихся деятелей мирового кинематографа. В 1961 (после 18-летнего перерыва) Б. снял на родине ф. «Виридиана» (вышел на экраны в 1976, гл. пр. Мкф в Канне). В творчестве Б. гиперболизация, сюрреалистич. парадоксальность образа и метафизич. символика сочетались с минимализмом и подчас аскетич. простотой. Осн. тема большинства работ Б. после 1961 – критика восходящих к Средневековью общепринятых социальных норм и жёстких церковных догматов, которые стесняют и даже парализуют живое течение жизни. Фильмы «Ангел-истребитель» (1962, пр. Мкф в Канне), «Симеон-столпник» (1965, пр. Мкф в Венеции), «Тристана» (1970) построены на темах и образах, навеянных творчеством М. де Сервантеса, Ф. Гойи, Ф. Сурбарана. В 1963–77 в осн. работал во Франции; в фильмах этого периода, снятых по сценариям Ж. К. Каррьера, при классич. стройности формы и авторской отстранённости ощутима прежняя непримиримость Б. к ханжеству и фальшивым добродетелям совр. общества: «Дневник горничной» (1964), «Дневная красавица» (1966, гл. пр. Мкф в Венеции), «Скромное обаяние буржуазии» (1972, пр. «Оскар»), «Призрак свободы» (1974), «Этот смутный объект желания» (1977). Мн. фильмы снимал по собств. сценариям, выступал также как актёр и продюсер. На Мкф в Венеции в 1969 Б. было присуждено звание «Мастер кино». За творчество в совокупности получил также пр. Мкф в Сан-Себастьяне (1977), пр. Мкф в Москве (1979). Юбилейная пр. Мкф в Венеции (1982).