Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПШТЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭПШТЕ́ЙН (Epstein) Жан (26.3.1897, Вар­ша­ва – 2.4.1953, Па­риж), франц. ре­жис­сёр, тео­ре­тик ки­но, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей аван­гар­диз­ма. Раз­вил вы­дви­ну­тую Л. Дел­лю­ком тео­рию фо­то­ге­нии. Уже в пер­вых ра­бо­тах при­да­вал боль­шое зна­че­ние экс­пе­ри­мен­там в об­лас­ти ки­но­язы­ка и по­ис­кам ме­та­фо­рич. об­раз­но­сти («Крас­ная гос­ти­ни­ца», «Вер­ное серд­це», оба филь­ма – 1923). В ф. «Па­де­ние до­ма Эше­ров» (1928) ис­поль­зо­вал при­ё­мы нем. экс­прес­сио­низ­ма. Позд­нее об­ра­тил­ся к сти­лю по­этич. до­ку­мен­та­лиз­ма («Finis Terrae», 1929; «Мор Вран», 1931; «Зо­ло­то мо­рей», 1933; «Хо­зя­ин вет­ров», 1947). Сре­ди др. филь­мов: «Пре­крас­ная ни­вер­нез­ка» (1924), «При­клю­че­ния Роб­бе­ра Ма­ке­ра» (1925), «Да здрав­ст­ву­ет жизнь!» (1937). Во мно­гом под влия­ни­ем твор­че­ст­ва Э. раз­ви­ва­лись им­прес­сио­низм, сюр­реа­лизм (Л. Бунь­юэль ра­бо­тал у не­го ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра) и др. те­че­ния франц. и ев­роп. ки­не­ма­то­гра­фа. Ав­тор книг «Се­го­дняш­няя по­эзия» и «Здрав­ст­вуй, ки­но» (обе 1921), «Ли­ро­со­фия» (1922), «По­ни­ма­ние ма­ши­ны» (1946), «Ки­но дья­во­ла» (1947), «Дух ки­но» (1955) и др.

Соч.: Écrits sur le cinéma, 1921–1953: Édition chronologique. P., 1974–1975. Vol. 1–2.

Лит.: J. Epstein: Cinéaste, poète, philosophe. P., 1998; Hillairet P. «Coeur fidèle» de J. Ep­stein. Crisnée, 2008; J. Epstein: Critical essays and new translations. Amst., 2012; Wall-Ro­mana Ch. J. Epstein. Manchester, 2016.

Вернуться к началу