ЭПШТЕ́ЙН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПШТЕ́ЙН (Epstein) Жан (26.3.1897, Варшава – 2.4.1953, Париж), франц. режиссёр, теоретик кино, один из крупнейших представителей авангардизма. Развил выдвинутую Л. Деллюком теорию фотогении. Уже в первых работах придавал большое значение экспериментам в области киноязыка и поискам метафорич. образности («Красная гостиница», «Верное сердце», оба фильма – 1923). В ф. «Падение дома Эшеров» (1928) использовал приёмы нем. экспрессионизма. Позднее обратился к стилю поэтич. документализма («Finis Terrae», 1929; «Мор Вран», 1931; «Золото морей», 1933; «Хозяин ветров», 1947). Среди др. фильмов: «Прекрасная нивернезка» (1924), «Приключения Роббера Макера» (1925), «Да здравствует жизнь!» (1937). Во многом под влиянием творчества Э. развивались импрессионизм, сюрреализм (Л. Буньюэль работал у него ассистентом режиссёра) и др. течения франц. и европ. кинематографа. Автор книг «Сегодняшняя поэзия» и «Здравствуй, кино» (обе 1921), «Лирософия» (1922), «Понимание машины» (1946), «Кино дьявола» (1947), «Дух кино» (1955) и др.