МАГРИ́Т МАГРИТТ РЕНЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАГРИ́Т, Магритт (Magritte) Рене (Рене Франсуа Гилен) (21.11.1898, Лесин, пров. Эно – 15.8.1967, Брюссель), бельг. живописец, график, скульптор. Учился в АХ в Брюсселе (1916–18). Ранние работы отмечены разл. влияниями (импрессионизм, кубизм, футуризм, пуризм, творчество Ф. Леже). Решающим для становления индивидуальной манеры М. стало сближение с группой мастеров дадаизма в 1925, знакомство с живописью Дж. Де Кирико и поэзией сюрреализма. Переход к новому стилю заметен в картине «Голубой кинематограф» (1925, частное собрание, Женева); первой сюрреалистич. картиной М. был «Заблудившийся жокей» (1926, частное собрание, Нью-Йорк).
В 1927–30 М. жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась система его концептуальной живописи, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника. Живописная манера, намеренно безличная, сухая, но использующая сочные, чистые тона, обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой, невозможной реальности. Его работы кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., в которых простое по мотиву изображение сопровождается противоречащей ему надписью, демонстрируют условно-знаковый характер визуального образа («Убийца под угрозой», 1927, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Пустая маска», 1928, Худож. собрания земли Сев. Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; «Предательство образов», 1928–29, Музей иск-ва окр. Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, и др.). В картинах М. разнородные объекты обмениваются качествами или сливаются в гибриды («Компаньоны страха», 1942, частное собрание, Брюссель); ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба («Империя света», 1954, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; коллекция П. Гуггенхейм, Венеция); в правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие объёмные тела и пространственные промежутки между ними («Достоверность пробела», 1965, Нац. галерея искусства, Вашингтон).
Раскрывая проблематичность зрительного восприятия и иллюзорного изображения, М. прибегает к символам зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Удел человеческий», 1933, Нац. галерея искусства, Вашингтон; «Фальшивое зеркало», 1935, частное собрание; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Прогулка Евклида», 1955, Ин-т искусств, Миннеаполис, и др.). В возникающей при этом игре отражений, в сопоставлении образов «внешних» и «внутренних», явных и скрытых проявился спец. интерес художника к гносеологич. и психологич. проблемам. Мн. работы М. насыщены лит. аллюзиями и метафорами [«Великанша» (по Ш. Бодлеру), 1929–30, Музей Людвига, Кёльн; «Избирательное сродство» (по И. В. Гёте), 1932–33; «Владения Арнхейма» (по Э. А. По), 1938; «Каникулы Гегеля», 1958, все – в частных собраниях].
В сер. 1940-х гг. М. попытался изменить свою манеру, однако т. н. стиль пленсолей («солнечный», или «ренуаровский») и последовавший за ним «вульгарный стиль» не привели к плодотворным результатам. М. создал книжные иллюстрации (для издания «Песен Мальдорора» Лотреамона, 1948), фресковые циклы («Очарованное царство» для казино в Кнокке-ле-Зут, 1952; «Невежественная фея» для Дворца искусств в Шарлеруа, 1957); в 1967 – серию восковых скульптур по мотивам своей живописи («Целитель», собрание Мениля, Хьюстон, и др.), также по картине Ж. Л. Давида «Мадам Рекамье» (Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Занимался также фотографией и иск-вом кино.