Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ КИ́РИКО

Авторы: В. А. Крючкова

ДЕ КИ́РИКО (De Chirico) Джорд­жо (10.7.1888, Во­лос, Гре­ция – 20.11.1978, Рим), итал. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, сце­но­граф и пи­са­тель. Обу­чал­ся в По­ли­тех­ни­ку­ме в Афи­нах (до 1905), за­тем в АХ в Мюн­хе­не (1906–09), где ув­лёк­ся со­чи­не­ния­ми А. Шо­пен­гау­эра, О. Вей­нин­ге­ра, Ф. Ниц­ше и ис­пы­тал силь­ное влия­ние иск-ва А. Бёк­ли­на и М. Клин­ге­ра («Бит­ва ла­пи­фов с кен­тав­ра­ми», 1909, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим). Под впе­чат­ле­ни­ем от ар­хи­тек­ту­ры и жи­во­пи­си итал. кват­ро­чен­то в нач. 1910-х гг. поя­ви­лись пер­вые «кар­ти­ны-та­ин­ст­ва», ко­то­рые Г. Апол­ли­нер позд­нее на­зо­вёт «ме­та­фи­зи­че­ски­ми». В 1911–15 Де К. вме­сте со сво­им бра­том Ан­д­реа [пи­са­тель и му­зы­кант; псевд. – Аль­бер­то Са­ви­нио (1891–1952)] жил в Па­ри­же, где его кар­ти­ны бы­ли вы­со­ко оце­не­ны в кру­гах лит. и ху­дож. аван­гар­да.

Дж. Де Кирико. «Загадка одного дня». 1914. Музей современного искусства университета Сан-Паулу.

В начале 1-й ми­ро­вой вой­ны бра­тья Де Ки­ри­ко вер­ну­лись в Ита­лию; в 1915 в Фер­ра­ре со­стоя­лось их зна­ком­ст­во с ху­дож­ни­ка­ми Ф. Де Пи­зи­сом и К. Кар­ра. С фор­ми­ро­ва­ни­ем этой груп­пи­ров­ки воз­ник­ла шко­ла ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си, оп­ре­де­лив­шая ми­ро­вую сла­ву Де К. и его зна­че­ние как пред­те­чи сюр­реа­лиз­ма. В кар­ти­нах 1913–19 пус­тын­ные пло­ща­ди ок­ру­же­ны глу­хи­ми сте­на­ми, мрач­ны­ми ар­ка­да­ми, соз­даю­щи­ми глу­бо­кие, но ста­тич­ные пер­спек­ти­вы. Рез­кие те­ни, зияю­щие про­ва­лы га­ле­рей, двер­ных и окон­ных про­ёмов, оди­но­кие фи­гу­ры, по­ез­да на го­ри­зон­те соз­да­ют осо­бую сно­ви­ден­че­скую ат­мо­сфе­ру, про­ник­ну­тую тре­во­гой и ме­лан­хо­ли­ей («Дар про­вид­ца», 1913, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия; «Крас­ная баш­ня», 1913, кол­лек­ция П. Гуг­ген­хейм, Ве­не­ция; се­рии «Пло­ща­ди Ита­лии» и «Тре­во­жа­щие му­зы»). Оце­пе­не­лые ста­туи, ли­шён­ные лиц ма­не­ке­ны, че­ло­ве­ко­по­доб­ные фи­гу­ры-ас­самб­ля­жи слов­но яв­ля­ют за­стыв­шие сце­ны из не­кой та­ин­ст­вен­ной дра­мы («Про­рок», 1915; «Ве­ли­кий ме­та­фи­зик», 1917; обе – Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк).

Дж. Де Кирико. «Комедия и трагедия». 1926. Собрание П. Розенберга (Париж).

В 1925–32 Де К. жил в Па­ри­же, где на­чал за­ни­мать­ся сце­но­гра­фи­ей (ба­ле­ты «Кув­шин» А. Ка­зел­лы, 1924, Швед­ский ба­лет; «Бал» В. Рие­ти, 1929, Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва, и др.). В 1935–38 жил в США. В 1920-е гг. ху­дож­ник от­ка­зал­ся от ир­ра­цио­наль­ной за­га­дочности и, об­ра­тив­шись к тра­диц. об­раз­ной сис­те­ме, примк­нул к на­прав­ле­нию но­ве­чен­то. Стре­мясь к воз­ро­ж­де­нию клас­сич. тра­ди­ции, он при­бе­гал к разл. спо­со­бам её ос­вое­ния: под­ра­жа­нию жи­во­пис­ной тех­ни­ке ста­рых мас­те­ров, пря­мо­му «пе­ре­ска­зу» из­вест­ных об­ра­зов и фраг­мен­тов из кар­тин [«Па­де­ние Фа­это­на (по П. П. Ру­бен­су)», 1954, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Рим], ими­та­ции по­ста­но­воч­ных при­ё­мов кос­тюм­ных порт­ре­тов и на­тюр­мор­тов 17 в. («Ав­то­порт­рет в чёр­ном кос­тю­ме», 1948, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим). Рет­ро­спек­ци­ям Де К. по­рой при­су­щи поч­ти па­ро­дий­ный па­фос и не­ожи­дан­ные сбли­же­ния со сти­ли­сти­кой при­ми­ти­ва и кит­ча («Спя­щая Диа­на в ле­су», 1933, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим, и др.). «Клас­си­цизм» Де К. был за­но­во оце­нён в 1970-е гг. в све­те кон­цеп­ций по­стмо­дер­низ­ма с его ин­те­ре­сом к ци­та­те, под­дел­ке, ин­тер­тек­сту­аль­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ям и смы­сло­вым пре­об­ра­зо­ва­ни­ям ис­то­рич. сти­лей. Де К. ис­пол­нял так­же ил­лю­ст­ра­ции к соб­ст­вен­ным лит. про­из­ве­де­ни­ям, к со­чи­не­ни­ям Ж. Кок­то, Г. Апол­ли­не­ра и др., ра­бо­тал в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (в т. ч. фон­тан «Та­ин­ст­вен­ные ку­паль­ни» для пар­ка Сем­пио­не в Ми­ла­не, ка­мень, 1973).

Соч.: Hebdoméros. P., 1929. P., 1983; Me­mo­rie della mia vita. Roma, 1945. Mil., 1998; Scritti completi. Torino, 1984; Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985; Penso alla pittura, solo scopo della vita mia / A cura di L. Caval­lo. Mil., 1987; Сон // Ан­то­ло­гия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма: 20-е гг. М., 1994; Il signor Dudron. Roma, 1998.

Лит.: Catalogo generale G. De Chirico / A cura di C. Bruni. Mil., 1971–1987. Vol. 1–7; G. De Chirico. (Cat.). Roma, 1981. Vol. 1–2; Fa­gio­lo dell’Arco M. La vita di G. De Chirico. Torino, 1988; Carlino M. Una penna per il pennello. G. De Chirico scrittore. Roma, 1989; Lista G. G. De Chirico. P., 1991; Roos G. G. De Chirico e A. Savinio, ricordi e do­cu­men­ti. Bologna, 1999; Бат­ра­ко­ва СП. «Ме­та­фи­зи­че­ское» ми­фо­твор­че­ст­во Д. Де Ки­ри­ко // Ис­кус­ст­во­зна­ние. 2002. № 1; Тер­но­вец Б. Д. Де Ки­ри­ко // Пи­на­ко­те­ка. 2003. № 16/17.

Вернуться к началу