Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́НГЕР МАКС

Авторы: E. Д. Федотова

КЛИ́НГЕР (Klinger) Макс (18.2.1857, Лейп­циг – 4.7.1920, Грось­е­на, близ На­ум­бур­га), нем. жи­во­пи­сец, скульп­тор, гра­фик. Учил­ся в АХ в Кар­лс­руэ (1874–1875) у К. Гус­со­ва, в АХ в Бер­ли­не (1876); у Э. Ш. Вау­тер­са в Брюс­се­ле (1879). В 1883 и 1885–86 по­се­тил Па­риж, в 1888–93 жил в Ри­ме. Один из соз­да­те­лей Об-ва бер­лин­ских ху­дож­ни­ков (1892), чл. вен­ско­го Се­цес­сио­на (1897). Чл. мюн­хен­ской (1891) и бер­лин­ской (1894) АХ, проф. Ака­де­мии гра­фич. ис­кусств в Лейп­ци­ге (1897).

М. Клингер. «Адам». Офорт. 1880.

В ран­них ра­бо­тах на ан­тич­ные и лит. сю­же­ты («Смерть Це­за­ря», 1879, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг; «Суд Па­ри­са», 1885–87, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) ска­за­лось влия­ние ака­де­мич. жи­во­пи­си. Его кар­ти­ны не­ред­ко – как и ра­бо­ты А. Бёк­ли­на – на­се­ле­ны ал­ле­го­рич. или фан­та­стич. су­ще­ст­ва­ми («Мор­ской бог в вол­не при­боя», 1884–85, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург); те­ат­ра­ли­зо­ван­ные сце­ны у К. сво­ей хо­лод­ной на­ту­ра­ли­стич­но­стью и ака­де­мич. вы­пи­сан­но­стью на­по­ми­на­ют об­ра­зы Х. фон Ма­ре и А. Фей­ер­ба­ха. Ряд кар­тин («Гор­ное уще­лье», 1884, «Лет­ний пей­заж», 1884–85, обе – Кун­ст­хал­ле, Гам­бург) по­стро­ен по прин­ци­пу уд­ли­нён­но­го пан­но, под­чи­няю­ще­го ком­по­зи­цию оп­ре­де­лён­но­му рит­мич. ри­сун­ку.

Как и др. мас­те­ров сим­во­лиз­ма, К. при­вле­ка­ла те­ма смер­ти; он ре­шал её в ал­ле­го­рич. об­раз­ах. Под влия­ни­ем ху­дож­ни­ков Воз­ро­ж­де­ния бы­ли соз­да­ны по­лот­на «Над­гроб­ный плач» (1890, КГ, Дрез­ден) и «Рас­пя­тие» (1890, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг). Ха­рак­тер­ная для сим­во­ли­стов те­ма ми­фа о «зо­ло­том ве­ке» че­ло­ве­че­ст­ва по­лу­ча­ет раз­ви­тие в ра­бо­тах К. «Го­лу­бой час» (1890, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг), «Ис­точ­ник» (1891–92, КГ, Дрез­ден), в трип­ти­хе «Вос­по­ми­на­ние о Па­ри­же» (1908, Ху­дож.-исто­рич. му­зей, Ве­на). Фи­гу­ры юно­шей и де­ву­шек в пей­за­же, то за­стыв­шие в не­по­движ­но­сти, то слов­но плы­ву­щие в мед­лен­ном тан­це, при­зва­ны оли­це­тво­рять у К. кра­со­ту во­об­ра­жае­мо­го ми­ра. Рит­ми­ка кон­ту­ров, рас­пре­де­ле­ние цве­то­вых пя­тен иг­ра­ют зна­чит. роль в де­ко­ра­тив­но-пло­ско­ст­ном ре­ше­нии ком­по­зи­ций. В трип­ти­хе «Хри­стос на Олим­пе» (1897, Му­зей изо­бра­зит. ис­кус­ств, Лейп­циг), где жи­во­пись со­че­та­ет­ся со скульп­тур­ны­ми ор­на­мен­таль­ны­ми де­та­ля­ми, на­шла вы­ра­же­ние идея син­те­за разл. ви­дов ис­кусств, за­ни­мав­шая важ­ное ме­сто в эс­те­ти­ке сим­во­лиз­ма.

М. Клингер. «Бетховен». Алебастр, мрамор, бронза. 1899–1902. Музей изобразительных искусств (Лейпциг).

Идея пла­стич. вы­ра­зи­тель­но­сти цве­та, по­иск но­вой изо­бра­зит. фор­мы про­яви­лись и в скульп­ту­ре К. Он ис­поль­зо­вал со­че­та­ния разл. ви­дов мра­мо­ра, зо­ло­то, сло­но­вую кость, рас­крас­ку («Бет­хо­вен», 1899–1902, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг; «Брамс», 1909, Зал му­зы­ки, Гам­бург). В плав­ных ли­ни­ях фи­гур ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей, по­ли­хро­мии мра­мо­ра («Но­вая Са­ло­мея», 1893, «Кас­сан­д­ра», 1895, обе – Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг, и др.) про­явил­ся де­ко­ра­тив­ный та­лант ху­дож­ни­ка. К. по­сто­ян­но ра­бо­тал в гра­фи­ке (се­рии ак­ва­тинт), ис­пол­нял афи­ши для вы­ста­вок вен­ско­го Се­цес­сио­на, в ко­то­рых сам при­ни­мал уча­стие. Ху­дож­ник во­шёл в ис­то­рию ев­роп. иск-ва как один из яр­ких пред­ста­ви­те­лей ран­не­го югенд­сти­ля (сти­ля мо­дерн).

Соч.: Malerei und Zeichnung, Tage­büchauf­zeichnungen und Briefe / Hrsg. A. Hübscher. 2. Aufl. Lpz., 1987.

Лит.: Dückers A. M. Klinger. B., 1976; M. Klin­ger: Leben und Werk in Daten und Bildern. Fr./M., 1976; M. Klinger: Wege zum Ge­samt­kunstwerk. Mainz am Rhein, 1984; Winkler G. M. Klinger. Lpz., 1984; M. Klinger und die Mu­sik. Fr./M., 1993. Bd 1–2; M. Klinger: auf der Suche nach dem neuen Menschen. Lpz., 2007.

Вернуться к началу