КЛИ́НГЕР МАКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́НГЕР (Klinger) Макс (18.2.1857, Лейпциг – 4.7.1920, Гросьена, близ Наумбурга), нем. живописец, скульптор, график. Учился в АХ в Карлсруэ (1874–1875) у К. Гуссова, в АХ в Берлине (1876); у Э. Ш. Ваутерса в Брюсселе (1879). В 1883 и 1885–86 посетил Париж, в 1888–93 жил в Риме. Один из создателей Об-ва берлинских художников (1892), чл. венского Сецессиона (1897). Чл. мюнхенской (1891) и берлинской (1894) АХ, проф. Академии графич. искусств в Лейпциге (1897).
В ранних работах на античные и лит. сюжеты («Смерть Цезаря», 1879, Музей изобразит. искусств, Лейпциг; «Суд Париса», 1885–87, Худож.-историч. музей, Вена) сказалось влияние академич. живописи. Его картины нередко – как и работы А. Бёклина – населены аллегорич. или фантастич. существами («Морской бог в волне прибоя», 1884–85, Кунстхалле, Гамбург); театрализованные сцены у К. своей холодной натуралистичностью и академич. выписанностью напоминают образы Х. фон Маре и А. Фейербаха. Ряд картин («Горное ущелье», 1884, «Летний пейзаж», 1884–85, обе – Кунстхалле, Гамбург) построен по принципу удлинённого панно, подчиняющего композицию определённому ритмич. рисунку.
Как и др. мастеров символизма, К. привлекала тема смерти; он решал её в аллегорич. образах. Под влиянием художников Возрождения были созданы полотна «Надгробный плач» (1890, КГ, Дрезден) и «Распятие» (1890, Музей изобразит. искусств, Лейпциг). Характерная для символистов тема мифа о «золотом веке» человечества получает развитие в работах К. «Голубой час» (1890, Музей изобразит. искусств, Лейпциг), «Источник» (1891–92, КГ, Дрезден), в триптихе «Воспоминание о Париже» (1908, Худож.-историч. музей, Вена). Фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять у К. красоту воображаемого мира. Ритмика контуров, распределение цветовых пятен играют значит. роль в декоративно-плоскостном решении композиций. В триптихе «Христос на Олимпе» (1897, Музей изобразит. искусств, Лейпциг), где живопись сочетается со скульптурными орнаментальными деталями, нашла выражение идея синтеза разл. видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма.
Идея пластич. выразительности цвета, поиск новой изобразит. формы проявились и в скульптуре К. Он использовал сочетания разл. видов мрамора, золото, слоновую кость, раскраску («Бетховен», 1899–1902, Музей изобразит. искусств, Лейпциг; «Брамс», 1909, Зал музыки, Гамбург). В плавных линиях фигур мифологич. персонажей, полихромии мрамора («Новая Саломея», 1893, «Кассандра», 1895, обе – Музей изобразит. искусств, Лейпциг, и др.) проявился декоративный талант художника. К. постоянно работал в графике (серии акватинт), исполнял афиши для выставок венского Сецессиона, в которых сам принимал участие. Художник вошёл в историю европ. иск-ва как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).