МАРЕ́ ХАНС ФОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРЕ́ (Marées) Ханс (Ханс Рейнхард) фон (24.12.1837, Эльберфельд, Сев. Рейн-Вестфалия – 5.6.1887, Рим), нем. живописец. Учился в берлинской АХ (1853–1855) у баталиста К. Штеффека. Работал в Мюнхене (1857–64), Берлине и Дрездене (1871–73). В 1864–70 работал в Риме; постоянно жил в Италии с 1873 (с 1875 – в Риме). Посетил Испанию, Бельгию, Голландию и Францию (1869).
В ранний период писал батальные картины, тяготея к их жанрово-пейзажной трактовке в духе барбизонской школы («Отдыхающие кирасиры», 1861–62, Гос. музеи, Берлин), а также портреты, обострённый психологизм и контрастная светотень которых свидетельствуют о влиянии Рембрандта. Наиболее оригинален романтический «Автопортрет с Ф. Ленбахом» (1863, Новая пинакотека, Мюнхен), где М. изобразил себя на ярко освещённом втором плане, позади погружённого в тень Ф. Ленбаха. К жанру портрета художник неоднократно обращался на протяжении всей жизни (скульптор К. Кнолль, 1863, Кунстхалле, Гамбург; автопортреты и др.). В 1863 получил заказ на монументально-декоративную роспись для дома барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге (не осуществлена); в качестве эскиза написал свою первую картину на античную тему «Купание Дианы» (1863, Новая пинакотека, Мюнхен), насыщенный колорит которой свидетельствует о влиянии венецианской школы.
В Италии М. с 1864 копировал старых мастеров по заказу гр. А. Ф. фон Шака, создавая не точное воспроизведение оригиналов, а их вольную живописную интерпретацию. Здесь он вошёл в круг «немецких римлян», познакомившись с А. Бёклином, А. Фейербахом; особенно близко сошёлся с А. фон Хильдебрандом и К. Фидлером, вместе с которыми разработал принципиально новую концепцию иск-ва – неоидеализм, противопоставив его салонному искусству и реализму 19 в. В 1873–74 М. создал для библиотеки нем. Зоологической станции А. Дорна в Неаполе цикл фресок, изображающих жизнь крестьян и рыбаков. Лаконичные по композиции, построенные по принципу рельефа, фрески М. не нарушают восприятия плоскости стены; они исполнены подлинной монументальности, написаны решительными мазками обобщённого и насыщенного цвета. Этот цикл стал вершиной творчества М., одним из лучших произведений европ. монументально-декоративной живописи 19 в.
Мотивы и пластич. принципы неаполитанских фресок М. развивал в поздних триптихах («Суд Париса», 1880–81, Гос. музеи, Берлин; «Геспериды», 1884–1887, Новая пинакотека, Мюнхен; «Три св. воина – св. Мартин, св. Губерт и св. Георгий», 1885–87, там же) и картинах («Золотой век», 1879–85 и 1880–83, оба варианта – там же). Отказываясь от развёрнутого повествования, М. разрабатывает мотив «фигуры в пейзаже», стремясь воплотить прекрасный мир мечты и достигая гармоничных объёмно-пространственных и цветовых отношений, величавого ритма, композиционной целостности. М. оставил значит. графич. наследие (ок. 800 эскизов, набросков и штудий).
В обширной переписке М. содержатся его суждения об иск-ве, в т. ч. мысль о том, что художник должен не копировать действительность, а видеть её идеальную основу («лишь тот художник, кому открывается сущность явления»). Почти неизвестный при жизни, на рубеже 19–20 вв. М. был провозглашён крупнейшим нем. художником 19 в. Влияние М. испытали мастера европ. символизма, живописцы неоклассицизма; он повлиял также на становление формального метода Г. Вёльфлина.