СЕЦЕССИО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕЦЕССИО́Н (от лат. secessio, род. п. secessionis – отход, отделение, обособление), ряд европ. худож. групп, отколовшихся от традиц. худож. союзов в кон. 19 – нач. 20 вв. Принципиальная общность – ориентация на новейший худож. язык (прежде всего европ. модерна), разрыв с академич. худож. традицией. Наиболее известные группы основаны в Мюнхене, Вене и Берлине.
В 1892 из состава «Т-ва художников Мюнхена» вышли 96 нем. художников (М. Либерман, Ф. фон Штук и др.) и создали Объединение художников Мюнхена – «Мюнхенский С.». На его выставках с 1890-х гг. экспонировались произведения ведущих направлений того времени: импрессионизма, символизма, югендстиля и т. д. (работы Ф. Кнопфа, А. де Тулуз-Лотрека, Э. Мане, Дж. Уистлера, В. А. Серова и др.). В 1938 объединение распущено.
В 1898 из состава Об-ва художников Берлина вышли 65 художников и объединились в «Берлинский С.» во главе с М. Либерманом. В 1910 от него откололись художники-экспрессионисты, организовавшие «Новый С.» (лидеры – Г. Тапперт и М. Пехштейн), а в 1914 появился «Свободный С.» во главе с Либерманом. Среди участников – М. Бекманн, М. Клингер, Э. Мунк, Э. Нольде. Объединение распущено в 1933.
«Венский С.» (Объединение художников Австрии «Сецессион») в 1897 создан 19 художниками во главе с Г. Климтом, вышедшими из состава Союза художников Австрии «Дом художника». Среди участников: архитекторы и дизайнеры – О. Вагнер, Й. Ольбрих, К. Мозер, Й. Хофман, М. Фабиани; художники – Р. Альт, Р. Герстль, К. Молль, А. Роллер; скульпторы – О. Шимковиц, Р. Лукш. Среди членов-корреспондентов: Х. К. ван де Велде, Дж. Сегантини, М. Либерман, М. Клингер, О. Роден, А. Цорн, В. А. Серов. В 1898–1905 организовано 23 выставки, где значит. место отводилось архитектуре и декоративно-прикладному иск-ву, что отличает «Венский С.». В 1905 объединение покинула группа сторонников «чистого иск-ва» живописи («группа Климта» – А. Бём, Вагнер, М. Курцвайль, Мозер, Молль, Лукш, Хофман и др.). Объединение распущено в 1939.
Существовали также С. в Будапеште (1896–1914), Дрездене (1919–25), Лейпциге (1919–33), Риме (1913–16) и др. городах. Термин «С.» (в узком смысле) в Австрии, Чехии и Польше обозначает собственно стиль модерн.