Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕЦЕССИО́Н

Авторы: Е. В. Хает

СЕЦЕССИО́Н (от лат. secessio, род. п. se­ces­sionis – от­ход, от­де­ле­ние, обо­соб­ле­ние), ряд ев­роп. ху­дож. групп, от­ко­лов­ших­ся от тра­диц. ху­дож. сою­зов в кон. 19 – нач. 20 вв. Прин­ци­пи­аль­ная общ­ность – ори­ен­та­ция на но­вейший ху­дож. язык (прежде всего европ. модерна), раз­рыв с ака­де­мич. ху­дож. тра­ди­ци­ей. Наи­бо­лее из­вест­ные груп­пы ос­но­ва­ны в Мюн­хе­не, Ве­не и Бер­ли­не.

В 1892 из со­ста­ва «Т-ва ху­дож­ни­ков Мюн­хе­на» вы­шли 96 нем. ху­дож­ни­ков (М. Ли­бер­ман, Ф. фон Штук и др.) и со­зда­ли Объ­е­ди­не­ние ху­дож­ни­ков Мюн­хе­на – «Мюн­хен­ский С.». На его вы­став­ках с 1890-х гг. экс­по­ни­ро­ва­лись про­из­ве­де­ния ве­ду­щих на­прав­ле­ний то­го вре­ме­ни: им­прес­сио­низ­ма, сим­во­лиз­ма, юген­д­сти­ля и т. д. (ра­бо­ты Ф. Кноп­фа, А. де Ту­луз-Лот­ре­ка, Э. Ма­не, Дж. Уи­ст­ле­ра, В. А. Се­ро­ва и др.). В 1938 объ­е­ди­не­ние рас­пу­ще­но.

В 1898 из со­ста­ва Об-ва ху­дож­ни­ков Бер­ли­на вы­шли 65 ху­дож­ни­ков и объ­еди­ни­лись в «Бер­лин­ский С.» во гла­ве с М. Ли­бер­ма­ном. В 1910 от не­го от­ко­ло­лись ху­дож­ни­ки-экс­прес­сио­ни­сты, ор­га­ни­зо­вав­шие «Но­вый С.» (ли­де­ры – Г. Тап­перт и М. Пех­штейн), а в 1914 поя­вил­ся «Сво­бод­ный С.» во гла­ве с Ли­бер­ма­ном. Сре­ди уча­ст­ни­ков – М. Бек­манн, М. Клин­гер, Э. Мунк, Э. Ноль­де. Объ­е­ди­не­ние рас­пу­ще­но в 1933.

Плакат 1-й выставки «Венского Сецессиона». 1898. Художник Г. Климт.

«Вен­ский С.» (Объ­е­ди­не­ние ху­дож­ни­ков Ав­ст­рии «Се­цес­си­он») в 1897 со­з­дан 19 ху­дож­ни­ка­ми во гла­ве с Г. Клим­том, вы­шед­ши­ми из со­ста­ва Сою­за ху­дож­ни­ков Ав­ст­рии «Дом ху­дож­ни­ка». Сре­ди уча­ст­ни­ков: ар­хи­тек­то­ры и ди­зай­не­ры – О. Ваг­нер, Й. Ольб­рих, К. Мо­зер, Й. Хоф­ман, М. Фа­биа­ни; ху­дож­ни­ки – Р. Альт, Р. Герстль, К. Молль, А. Рол­лер; скульп­то­ры – О. Шим­ко­виц, Р. Лукш. Сре­ди чле­нов-кор­рес­пон­ден­тов: Х. К. ван де Вел­де, Дж. Се­ган­ти­ни, М. Ли­бер­ман, М. Клин­гер, О. Ро­ден, А. Цорн, В. А. Се­ров. В 1898–1905 ор­га­ни­зо­ва­но 23 вы­став­ки, где зна­чит. ме­сто от­во­ди­лось ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­му иск-ву, что от­ли­ча­ет «Вен­ский С.». В 1905 объ­е­ди­не­ние по­ки­ну­ла груп­па сто­рон­ни­ков «чис­то­го иск-ва» жи­во­пи­си («груп­па Клим­та» – А. Бём, Ваг­нер, М. Курц­вайль, Мо­зер, Молль, Лукш, Хоф­ман и др.). Объ­е­ди­не­ние распущено в 1939.

Су­ще­ст­во­ва­ли так­же С. в Бу­да­пеш­те (1896–1914), Дрез­де­не (1919–25), Лейп­ци­ге (1919–33), Ри­ме (1913–16) и др. го­ро­дах. Тер­мин «С.» (в узком смысле) в Ав­ст­рии, Че­хии и Поль­ше обозначает собственно стиль мо­дерн.

Лит.: Waissenberger R. Die Wiener Secession. W., 1971; Pfefferkorn R. Die Berliner Secession… B., 1972; Nebehay C. Ver Sacrum 1898–1903. W., 1975; Simon H.-U. Sezes­sio­nismus: Kunstgewerbe in literarischer und bil­dender Kunst. Stuttg., 1976; Paret P. The Berlin Se­cession… Camb., 1980; Kapfinger O. Die Wiener Secession. W., 1986; Makela M. The Munich Secession… Princeton; L., 1990; Vienna Seces­sion: 1898–1998: The century of artistic free­dom / Ed. I. Boubnova. Münch.; N. Y., 1998; Secession, 1892–1914: Die Münchner Seces­sion / Hrsg. M. Buhrs, B. Best. Münch., 2008; Свет­лов И. Е. Не­мец­кий и ав­ст­рий­ский сим­во­лизм: Этю­ды. М., 2008.

Вернуться к началу