Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́ФМАН ГОФМАН ЙОЗЕФ ФРАНЦ МАРИЯ

Авторы: Е. В. Хает
Фото Frank Wouters / flickr.com Й. Хофман. Дворец Стокле в Брюсселе. 1905–11.

ХО́ФМАН, Гоф­ман (Hoffmann) Йо­зеф Франц Ма­рия (15.12.1870, Пир­ниц, ны­не Бртни­це, Че­хия – 7.5.1956, Ве­на), австр. ар­хи­тек­тор и мас­тер при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Изу­чал стро­ит. де­ло в ре­мес­лен­ном учи­ли­ще в Брюн­не (Брно) (1887–1891). Учил­ся у К. Ха­зе­нау­эра (1892–1894) и О. Ваг­не­ра (1894–95) в вен­ской АХ. Пен­сио­нер АХ в Ита­лии (1895–96). Вер­нув­шись в Ве­ну, с 1898 за­нял­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем за­го­род­ных до­мов и ин­терь­е­ров жи­лых и об­ществ. зда­ний (вил­лы ко­ло­нии ху­дож­ни­ков в вен­ском при­го­ро­де Хоэ-Вар­те, 1900–03). Став в 1897 со­ос­но­ва­те­лем вен­ско­го Се­цес­сио­на, оформ­лял поч­ти все вы­став­ки объ­е­ди­не­ния (до 1905), так­же вы­сту­пил как ар­хи­тек­тор австр. па­виль­о­нов для Все­мир­ной вы­став­ки в Ри­ме (1911), Ме­ж­ду­нар. вы­став­ки совр. де­ко­ра­тив­ных и пром. ис­кусств в Па­ри­же (1925), Ве­не­ци­ан­ской би­ен­на­ле (1934) и др. вы­ста­воч­ных со­ору­же­ний и экс­по­зи­ций.

Под влия­ни­ем Ч. Р. Ма­кин­то­ша и дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» Х. из­на­чаль­но ра­бо­тал не толь­ко как ар­хи­тек­тор, но и как ав­тор пред­ме­тов ме­бе­ли, по­су­ды, сто­ло­вых при­бо­ров, тка­ней, юве­лир­ных ук­ра­ше­ний и пр., ос­но­вал совм. с К. Мо­зе­ром в 1903 ху­дож.-про­из­водств. объ­е­ди­не­ние «Вен­ские мас­тер­ские» (ру­ко­во­дил до 1931), ко­то­рое от­кры­ло Х. но­вые воз­мож­но­сти для во­пло­ще­ния идеа­лов син­те­за ис­кус­ст­ва и соз­да­ния цель­ной ху­дож. сре­ды. Са­на­то­рий в Пур­керс­дор­фе (1903–05), дво­рец Сто­кле в Брюс­се­ле (1905–11; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), интерь­ер вен­ско­го ка­ба­ре «Ле­ту­чая мышь» (1909) – квинт­эс­сен­ция твор­че­ст­ва Х. и вен­ско­го мо­дер­на в це­лом. Для про­ек­тов Х. 1900-х гг. ха­рак­тер­ны ла­ко­низм и про­стая гео­мет­рия: он ис­поль­зо­вал ку­бич. фор­мы, со­че­та­ние бе­ло­го и чёр­но­го цве­тов, гео­мет­рич. ор­на­мен­ты, час­то встре­чаю­щий­ся мо­тив – квад­рат. В ре­ше­нии фа­са­да и ин­терь­е­ров вен­ской вил­лы Ски­ва-При­ма­ве­зи (1913–15) Х. от­хо­дит от гео­мет­рии мо­дер­на в сто­ро­ну ре­ду­ци­ро­ван­ной клас­си­ки и де­ко­ра­тив­ной мо­ну­мен­таль­но­сти, позд­нее свой­ст­вен­ной ар де­ко. Так­же сре­ди ра­бот Х. – по­стро­ен­ные по за­ка­зу вен­ско­го му­ни­ци­па­ли­те­та жи­лые ком­плек­сы «Кло­зе-Хоф» (1924–25), «Ви­нар­ски-Хоф» (1924–26, совм. с П. Бе­рен­сом, А. Ло­зом и др.) и пр., а так­же 4 бло­ки­ро­ван­ных до­ма в по­сёл­ке Верк­бун­да (1930–32; все в Ве­не).

Проф. вен­ской Шко­лы ис­кусств и ре­мё­сел (1899–1936). Ко­ман­дор ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1926).

Соч.: Selbstbiographie. Ostfildern, 2009.

Лит.: Veronesi G. J. Hoffmann. Mil., 1956; Sek­ler E. F. J. Hoffmann: Das architekto­nische Werk. 2. Aufl. Salzburg; W., 1986; Topp L. Architecture and truth in fin-de-siecle Vienna. Camb., 2004; J. Hoffmann: Interiors, 1902–1913 / Ed. Ch. Witt-Dorring. Munich; N. Y., 2006; G. Klimt – J. Hoffmann: Pioneers of modernism / Ed. A. Husslein-Arco, A. Wei­dinger. Munich; Vienna, 2011.

Вернуться к началу