МА́КИНТОШ ЧАРЛЗ РЕННИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́КИНТОШ (Mackintosh) Чарлз Ренни (7.6.1868, Глазго – 10.12.1928, Лондон), шотл. архитектор и дизайнер. Учился в мастерской арх. Дж. Хатчинсона (1884–1888), одновременно посещал вечерние курсы в Школе иск-ва Глазго. Работал в архит. мастерской «Хониман & Кеппи» (1889–1913). В 1891 посетил Италию. Первый реализованный проект М. – «Маяк» (здание редакции газ. «Glasgow Herald»; ныне – центр совр. архитектуры и дизайна; 1895, совм. с Дж. Кеппи), где соединились элементы неоготики и стиля модерн. В здании школы Св. мучеников в Глазго (1895–97, совм. с Кеппи) мотивы модерна сочетаются с лаконичными формами, предвещающими зрелый стиль М. В 1895 он выиграл конкурс на проект здания Школы иск-ва Глазго (1896–99; б-ка, 1907–09), в котором стиль модерн получил рационалистич. интерпретацию, ярко проявилась выразительность конструкции и природных свойств материала.
В 1890-е гг. М. совм. с Г. Макнэром и сёстрами Ф. и М. Макдоналд основал группу «Четвёрка», которая занималась графич. дизайном, живописью, декоративно-прикладным иск-вом. Её стиль (т. н. стиль Глазго) отличали подчёркнутая линеарность, вертикализм, использование флоральных и кельт. мотивов, влияние япон. декоративного иск-ва (плакаты М. для ж. «Scottish Musical Review», 1896, и др.); он повлиял на работы художников венского Сецессиона. «Четвёрка» участвовала в 8-й выставке этого объединения в Вене (1900) и в Междунар. выставке декоративного иск-ва 1902 в Турине. В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. по заказу К. Кренстон М. оформил интерьеры 4 чайных в Глазго (сохр. только «Уиллоу», 1903–04), включая проекты мебели; в этих работах преобладали прямоугольные, графич. формы. Дом Хилл-хаус в Хеленсборо (1902–04) сочетает традиц. планировку и облик с оформлением интерьера и мебели в духе «стиля Глазго». В здании школы на Скотланд-стрит в Глазго (1904–06) мотивы модерна соединяются с активным использованием фасадного застекления, предвещающего идеи современного движения. В 1914 М. переехал в загородный дом в Суффолке, в 1915 – в Лондон; практически оставил архитектуру, занялся живописью и дизайном текстиля. В 1923 перебрался на Юг Франции, в Пор-Вандр, где писал пейзажи и штудии цветов акварелью.