ЛОЗ АДОЛЬФ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОЗ, Лоос (Loos) Адольф [10.12.1870, Брюнн (ныне Брно, Чехия) – 23.8.1933, Кальксбург, Австрия], австр. архитектор, худож. критик, теоретик архитектуры. Родился в семье скульптора и резчика по камню. Учился в ремесленном уч-ще в Райхенберге (1885–88), затем – в Брюнне (1888–89), в Высшей технич. школе в Дрездене (1889–93, с перерывом на воен. службу в 1890–91). В 1893–1896 жил в США, где познакомился с творчеством повлиявших на него мастеров чикагской школы (Л. Салливена, Д. Адлера и др.). В 1896–97 работал в мастерской венского арх. К. Майредера. Статьи и эссе Л., посвящённые разл. аспектам совр. культуры, публиковались в венской прессе с 1897. В своих наиболее известных сочинениях «Потёмкинская деревня» («Die Potemkinsche Stadt», 1898) и «Орнамент и преступление» («Ornament und Verbrechen», 1908) Л. критиковал декоративизм модерна и позднего эклектизма.
До 1910-х гг. архит. практика Л. ограничивалась оформлением интерьеров квартир венской буржуазии, магазинов и кафе (кафе «Музей», 1899; бар «Кертнер», 1908, и др.). В этих проектах (особенно – жилых помещений: интерьер собств. квартиры, 1903) заметно влияние совр. англ. и амер. жилой архитектуры. Отказываясь от орнаментального декора, Л. подчёркивает природные свойства дерева и камня, применяет элементы традиц. архитектуры (камины, обшивка потолков деревом и т. д.). К традиц. формам Л. иногда обращался и в своих проектах обществ. зданий (напр., неоклассич. конкурсный проект здания редакции газ. «Chicago Tribune» в виде дорич. колонны, 1922).
Осн. часть архит. наследия Л. – частные дома и виллы. Для его наиболее известных построек 1910-х гг. – дома Штайнера (1910), дома Шоя (1912–13), магазина и жилого дома «Гольдман и Залач» (т. н. дом Лоза; 1910–11; все – в Вене) – характерно использование простых кубич. объёмов с гладкими оштукатуренными стенами, т. е. форм, предвещающих архитектуру «современного движения». В поздних постройках Л. (дома Моллера в Вене, 1928; Мюллера в Праге, 1928–30; в посёлке Австрийского Веркбунда в Вене, 1932) формируется своеобразная планировка, подразумевающая совмещение в едином пространстве разных по функции помещений на нескольких уровнях-этажах и предвосхищающая свободный план зданий модернизма.
В 1912–15 и в 1919–21 в Вене работала частная архит. школа Л., в числе студентов которой были Р. Шиндлер и Р. Нёйтра. В 1920 Л. назначен гл. архитектором Управления жилого строительства Вены и в нач. 1920-х гг. разрабатывал проекты посёлков для рабочих (реализованы частично), активно развивая идею комплекса домов с террасами-садами. В 1922 переехал в Париж, где сблизился с кругом дадаистов, читал лекции в Сорбонне, публиковался в немецкоязычных журналах. К этому времени относятся неосуществлённые проекты отеля «Вавилон» в Ницце (1923), здания Оперы (1926) и дома танцовщицы Ж. Бейкер (1927; оба – в Париже). Единственная постройка этого периода – дом Т. Тцарa в Париже (1925–26). В 1928 Л. вернулся в Вену.