Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОЗ АДОЛЬФ

Авторы: Е. В. Хает

ЛОЗ, Ло­ос (Loos) Адольф [10.12.1870, Брюнн (ны­не Брно, Че­хия) – 23.8.1933, Калькс­бург, Ав­ст­рия], австр. ар­хи­тек­тор, ху­дож. кри­тик, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры. Ро­дил­ся в се­мье скульп­то­ра и рез­чи­ка по кам­ню. Учил­ся в ре­мес­лен­ном уч-ще в Рай­хен­бер­ге (1885–88), за­тем – в Брюн­не (1888–89), в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Дре­з­де­не (1889–93, с пе­ре­ры­вом на во­ен. служ­бу в 1890–91). В 1893–1896 жил в США, где по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом по­вли­яв­ших на не­го мас­те­ров чи­каг­ской шко­лы (Л. Сал­ли­ве­на, Д. Ад­ле­ра и др.). В 1896–97 ра­бо­тал в мас­тер­ской вен­ско­го арх. К. Май­ре­дера. Ста­тьи и эс­се Л., по­свя­щён­ные разл. ас­пек­там совр. куль­ту­ры, пуб­ли­ко­ва­лись в вен­ской прес­се с 1897. В сво­их наи­более из­вест­ных со­чи­не­ни­ях «По­тём­кин­ская де­рев­ня» («Die Potemkinsche Stadt», 1898) и «Ор­на­мент и пре­сту­п­ле­ние» («Or­nament und Verb­rechen», 1908) Л. кри­ти­ко­вал де­ко­ра­ти­визм мо­дер­на и позд­не­го эк­лек­тиз­ма.

До 1910-х гг. ар­хит. прак­ти­ка Л. ог­ра­ни­чи­ва­лась оформ­ле­ни­ем ин­терь­е­ров квар­тир вен­ской бур­жуа­зии, ма­га­зи­нов и ка­фе (ка­фе «Му­зей», 1899; бар «Керт­нер», 1908, и др.). В этих про­ек­тах (осо­бен­но – жи­лых по­ме­ще­ний: ин­терь­ер собств. квар­ти­ры, 1903) за­мет­но влия­ние совр. англ. и амер. жи­лой ар­хи­тек­ту­ры. От­ка­зы­ва­ясь от ор­на­мен­таль­но­го де­ко­ра, Л. под­чёр­ки­ва­ет при­род­ные свой­ст­ва де­ре­ва и кам­ня, при­ме­ня­ет эле­мен­ты тра­диц. ар­хи­тек­ту­ры (ка­ми­ны, об­шив­ка по­тол­ков де­ре­вом и т. д.). К тра­диц. фор­мам Л. ино­гда об­ра­щал­ся и в сво­их про­ек­тах об­ществ. зда­ний (напр., не­о­клас­сич. кон­курс­ный про­ект зда­ния ре­дак­ции газ. «Chicago Tribune» в ви­де до­рич. ко­лон­ны, 1922).

Фото В. М. Паппе А. Лоз. Магазин и жилой дом «Гольдман и Залач» (т. н. дом Лоза) в Вене. 1910–11.
А. Лоз. Дом Шоя в Вене. 1912–13.

Осн. часть ар­хит. на­сле­дия Л. – ча­стные до­ма и вил­лы. Для его наи­бо­лее из­вест­ных по­стро­ек 1910-х гг. – до­ма Штай­не­ра (1910), до­ма Шоя (1912–13), ма­га­зи­на и жи­ло­го до­ма «Гольд­ман и За­лач» (т. н. дом Ло­за; 1910–11; все – в Ве­не) – ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние про­стых ку­бич. объ­ё­мов с глад­ки­ми ош­ту­ка­ту­рен­ны­ми сте­на­ми, т. е. форм, пред­ве­щаю­щих ар­хи­тек­ту­ру «со­вре­мен­но­го дви­же­ния». В позд­них по­строй­ках Л. (до­ма Мол­ле­ра в Ве­не, 1928; Мюл­ле­ра в Пра­ге, 1928–30; в по­сёл­ке Ав­ст­рий­ско­го Верк­бун­да в Ве­не, 1932) фор­ми­ру­ет­ся свое­об­раз­ная пла­ни­ров­ка, под­ра­зу­ме­ваю­щая со­вме­ще­ние в еди­ном про­стран­ст­ве раз­ных по функ­ции по­ме­ще­ний на не­сколь­ких уров­нях-эта­жах и пред­вос­хи­щаю­щая сво­бод­ный план зда­ний мо­дер­низ­ма.

В 1912–15 и в 1919–21 в Ве­не ра­бо­та­ла ча­ст­ная ар­хит. шко­ла Л., в чис­ле сту­ден­тов ко­то­рой бы­ли Р. Шинд­лер и Р. Нёй­тра. В 1920 Л. на­зна­чен гл. ар­хи­тек­то­ром Управ­ле­ния жи­ло­го строи­тель­ст­ва Ве­ны и в нач. 1920-х гг. раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты по­сёл­ков для ра­бо­чих (реа­лизо­ва­ны час­тич­но), ак­тив­но раз­ви­вая идею ком­плек­са до­мов с тер­ра­са­ми-са­да­ми. В 1922 пе­ре­ехал в Па­риж, где сбли­зил­ся с кру­гом да­даи­стов, чи­тал лек­ции в Сор­бон­не, пуб­ли­ко­вал­ся в не­мец­ко­языч­ных жур­на­лах. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся не­осу­ще­ст­в­лён­ные про­ек­ты оте­ля «Ва­ви­лон» в Ниц­це (1923), зда­ния Опе­ры (1926) и до­ма тан­цов­щи­цы Ж. Бей­кер (1927; оба – в Па­ри­же). Един­ст­венная по­строй­ка это­го пе­рио­да – дом Т. Тцарa в Па­ри­же (1925–26). В 1928 Л. вер­нул­ся в Ве­ну.

Соч.: Die Schriften. Innsbruck, 1931–1932. Bd 1: Ins Leere gesprochen. 1897–1900. Bd 2: Trotzdem. 1900–1930; Über Architektur: Aus­gewählte Schriften. W., 1995; Ор­на­мент и пре­сту­п­ле­ние // SPEECH. 2008. № 1.

Лит.: Kulka H. A. Loos: Das Werk des Ar­chi­tek­ten. W., 1931; Rukschcio B., Schachel R. A. Loos: Leben und Werk. Salzburg; W., 1982; Gravagnuolo B. A. Loos: theory and work. N. Y., 1982; Бер­се­не­ва А. А. Ев­ро­пей­ский мо­дерн: Вен­ская ар­хи­тек­тур­ная шко­ла. Ека­те­рин­бург, 1991; Lustenberger K. A. Loos. Z.; L., 1994; Tournikiotis P. A. Loos. N. Y., 1994; Oechslin W., Widder L. O. Wagner, A. Loos, and the road to modern architecture. Camb., 2002; Sarnitz A. A. Loos: architect, cultural cri­tic, dandy. Köln; L., 2003; Bock R. A. Loos: works and projects. Mil.; N. Y., 2007; Sche­zen R., Rosa J. A. Loos: architecture 1903–1932. N. Y., 2009.

Вернуться к началу