НЁЙТРА РИХАРД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЁЙТРА, Нойтра (Neutra) Рихард (Йозеф) (8.4.1892, Вена – 16.4.1970, Вупперталь, ФРГ), амер. архитектор и теоретик архитектуры. Отец арх. Диона Нёйтры (р. 1926). Учился в Высшем технич. уч-ще в Вене (1911–17, с перерывом на службу в армии) и в частной архит. школе у А. Лоза, изучал творчество О. Вагнера и Ф. Л. Райта. В 1919–20 работал в бюро ландшафтного арх. Г. Аммана в Цюрихе, там же посещал проектный семинар К. Мозера в Высшем технич. уч-ще. В 1921–23 сотрудничал с Э. Мендельзоном в Берлине, выступил соавтором нескольких его работ, в т. ч. проекта коммерч. центра Хайфы, занявшего 1-е место на архит. конкурсе.
С кон. 1923 – в США, в 1925 обосновался в Лос-Анджелесе, где начал с проектов ландшафтного дизайна для частных домов, построенных его другом – арх. Р. Шиндлером; совм. с ним Н. выполнил конкурсный проект комплекса Лиги Наций в Женеве (1926–27). Первой постройкой Н. в США стал жилой комплекс Жардинет-апартментс (1927–28) в русле современного движения; дом Лоуэлл-хаус (т. н. Дом здоровья, т. к. владелец Ф. Лоуэлл был пропагандистом здорового образа жизни; 1927–29; оба – в Лос-Анджелесе) был возведён на лёгком стальном каркасе со стенами из торкрет-бетона, с просторными балконами и террасами и большими площадями остекления, что обеспечивало связь внешнего пространства и интерьера; строгие геометрич. формы здания противопоставлялись холмистому рельефу; для этого дома Н. разработал дизайн предметов мебели из металлич. трубок. Благодаря этому проекту и публикации его книг «Как строит Америка?» («Wie baut Amerika?», 1927) и «Америка...» («Amerika: die Stilbildung des neuen Bauens in der Vereinigten Staaten», 1930) получил междунар. известность. Выступал с лекциями в разных странах мира, а также разработал в Дессау со студентами Баухауза конкурсный проект театра в Харькове (1930), был делегатом от США на сессии Междунар. конгрессов совр. архитектуры в Брюсселе (1930), а в 1932 его работы включены Г. Р. Хичкоком и Ф. Джонсоном в экспозицию «Интернациональный стиль» в нью-йоркском Музее совр. иск-ва, заложившую основы понимания одноим. стиля. Собств. дом Н. в Лос-Анджелесе («Дом VDL», возведённый при финансовой поддержке К. Х. ван дер Леёва; 1932–33, восстановлен Н. и Дионом Нёйтра после пожара в 1964) построен на ещё более лёгком, чем в Лоуэлл-хаусе, стальном каркасе и с большими окнами, окружён садом, тропич. растительность которого контрастирует с лаконичными формами здания. Развитие этот тип жилого дома получил в т. н. пустынном доме Э. Кауфмана в Палм-Спрингсе (1946–47), где использованы кирпич и металлич. солнцезащитные экраны, сохранена связь интерьера с окружающей средой. В 1949–59 Н. работал совм. с арх. Р. Александером (быв. здание посольства США в Пакистане в Карачи, 1959, проект с 1955; архив округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе, 1962; оба – в русле модернизма), с 1965 – с Дионом Нёйтрой.
Среди градостроит. работ Н. – план идеального города «Rush City Reformed» (1925–30) и массив социального жилья Чаннел-хейтс в Лос-Анджелесе (1942; одно- и двухэтажные дома с террасами, балконами и широким выносом крыши; не сохр.).
Называя себя «биореалистом», Н. видел роль архитектуры в гармонизации жизни человека с природой и самим собой. Проекты и теоретич. труды Н. стали для США сер. 20 в. одним из источников идей современного движения. Также Н. – среди основателей калифорнийской архит. школы модернизма с центром в Лос-Анджелесе (среди его последователей – Р. Сорьяно, Г. Эйн).