ПЕХШТЕ́ЙН МАКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕХШТЕ́ЙН (Pechstein) Макс (31.12.1881, Цвиккау – 19.6.1955, Зап. Берлин), нем. живописец и график. Обучался в Дрездене иск-ву художника-декоратора (1896–1900), затем учился там же в Школе прикладного иск-ва (до 1902) и в АХ (1902–06) у О. Гусмана. В 1906 вступил в объединение «Мост». Совершил поездку в Италию (1907); в период пребывания в Париже (1908) сблизился с мастерами фовизма. Под влиянием франц. живописи сложился стиль П. с присущими ему яркой декоративностью колорита, обобщённостью контуров, свободной кладкой мазков («Молодая женщина», 1908, Новая нац. галерея, Берлин). Первоначально лёгкая, прозрачная живопись П. в период 1910-х гг. сменяется более плотной, пастозной манерой («Девушка в красном за столом», 1910, Музей Фолькванг, Эссен; «Двойной портрет», 1910, Новая нац. галерея, Берлин; «На берегу озера», 1910–11, Музей объединения «Мост», Берлин). Испытывая интерес к иск-ву примитива, П. (по примеру П. Гогена) в 1914 совершил путешествие на о-ва Палау в Океании, в результате которого возник крупномасштабный «Триптих Палау», представляющий жизнь туземцев в гармоничном единении с природой (1917, Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен). В нач. 1-й мировой войны интернирован в Японии, отправлен в Германию; воевал на Зап. фронте (1916). Исполнял декоративные работы для частных заказчиков (эскизы витражей и др.). После Нояб. революции 1918 принимал активное участие в обществ. жизни, один из основателей радикальных худож. группировок «Рабочий совет по делам искусств» и «Ноябрьская группа». Тематич. репертуар П. типичен для художников группы «Мост»: портрет, пейзаж, обнажённые на натуре. Чуждый авангардным крайностям экспрессионизма, он рано достиг признания публики и критики. С 1920-х гг. вернулся к повествоват. живописи реалистич. типа. С 1922 чл. Прус. АХ; в 1934 исключён из АХ по указанию нацистских властей, позднее св. 300 его работ конфискованы из музеев Германии, часть представлена на выставке «Дегенеративное искусство». В 1940–45 жил в уединении в Померании. Преподавал в Высшей школе изобразит. искусств в Берлине (проф. в 1922–33 и 1945–55).