«МОСТ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МОСТ» (нем. «Die Brücke»), объединение нем. художников, положившее начало экспрессионизму. Основано в 1905 студентами архит. ф-та Высшей технич. школы в Дрездене Ф. Блейлем, Э. Хеккелем, Э. Л. Кирхнером и К. Шмидт-Ротлуфом. В последующие годы к ним присоединились М. Пехштейн, Э. Нольде, О. Мюллер, К. Амьет (Швейцария), А. Галлен-Каллела, Б. Кубишта (Чехия), К. Ван Донген. Мост, изображавшийся на всей печатной продукции группы, символизировал переход от старого иск-ва к новому, а также связи между авангардными направлениями разных стран. В кратком манифесте 1906 участники «М.» заявляли о своих намерениях – отринуть устаревшие каноны, подготовить почву для будущего, вовлечь молодые силы в создание иск-ва, отражающего современность.
Стилистич. особенности живописи мастеров «М.» – яркие, насыщенные цвета, ломкие контуры, тяготение к уплощению объёмов и пространства. Характерные темы – обнажённая натура, портреты, пейзажи и виды совр. города, уличные сценки. Эта худож. система складывалась под воздействием иск-ва югендстиля, постимпрессионизма (особенно В. Ван Гога и П. Гогена), фовизма, а также пластики Африки и Океании, ср.-век. иск-ва Германии. В идейном плане было значительно влияние философии Ф. Ницше. Важная сфера деятельности «М.» – печатная графика. В гравюре на дереве и металле, в литографии художники стремились возродить нац. традицию, воссоздать стилистику старинной нем. гравюры (плоскостность, лаконичность угловатого контура, экспрессивные деформации). Печатная графика мыслилась ими как самостоят. вид иск-ва и выпускалась в виде отд. листов, собранных в альбом (эти портфолио дарились критикам, коллекционерам, спонсорам). В 1911 учредители «М.» переместились из Дрездена в Берлин; в 1913 было объявлено о роспуске объединения. В 1964 по инициативе К. Шмидт-Ротлуфа в Берлине был создан музей объединения «Мост».