Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МОСТ»

Авторы: В. А. Крючкова

«МОСТ» (нем. «Die Brücke»), объ­е­ди­не­ние нем. ху­дож­ни­ков, по­ло­жив­шее на­ча­ло экс­прес­сио­низ­му. Ос­но­ва­но в 1905 сту­ден­та­ми ар­хит. ф-та Выс­шей тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не Ф. Блей­лем, Э. Хек­ке­лем, Э. Л. Кирх­не­ром и К. Шмидт-Рот­лу­фом. В по­сле­дую­щие го­ды к ним при­сое­ди­ни­лись М. Пех­штейн, Э. Ноль­де, О. Мюл­лер, К. Амь­ет (Швей­ца­рия), А. Гал­лен-Кал­ле­ла, Б. Ку­биш­та (Че­хия), К. Ван Дон­ген. Мост, изо­бра­жав­ший­ся на всей пе­чат­ной про­дук­ции груп­пы, сим­во­ли­зи­ро­вал пе­ре­ход от ста­ро­го иск-ва к но­во­му, а так­же свя­зи ме­ж­ду аван­гард­ны­ми на­прав­ле­ния­ми раз­ных стран. В крат­ком ма­ни­фе­сте 1906 уча­ст­ни­ки «М.» за­яв­ля­ли о сво­их на­ме­ре­ни­ях – от­ри­нуть ус­та­рев­шие ка­но­ны, под­го­то­вить поч­ву для бу­ду­ще­го, во­влечь мо­ло­дые си­лы в соз­да­ние иск-ва, от­ра­жаю­ще­го со­вре­мен­ность.

О. Мюллер. «Посвящение Максу Пехштейну». К шестилетию художественного объединения «Мост». Гравюра на дереве. 1912.

Сти­ли­стич. осо­бен­но­сти жи­во­пи­си мас­те­ров «М.» – яр­кие, на­сы­щен­ные цве­та, лом­кие кон­ту­ры, тя­го­те­ние к уп­ло­ще­нию объ­ё­мов и про­стран­ст­ва. Ха­рак­тер­ные те­мы – об­на­жён­ная на­ту­ра, порт­ре­ты, пей­за­жи и ви­ды совр. го­ро­да, улич­ные сцен­ки. Эта ху­дож. сис­те­ма скла­ды­ва­лась под воз­дей­ст­ви­ем иск-ва юген­д­сти­ля, пост­им­прес­сио­низ­ма (осо­бен­но В. Ван Го­га и П. Го­ге­на), фо­виз­ма, а так­же пла­сти­ки Аф­ри­ки и Океа­нии, ср.-век. иск-ва Гер­ма­нии. В идей­ном пла­не бы­ло зна­чи­тель­но влия­ние фи­ло­со­фии Ф. Ниц­ше. Важ­ная сфе­ра дея­тель­но­сти «М.» – пе­чат­ная гра­фи­ка. В гра­вю­ре на де­ре­ве и ме­тал­ле, в ли­то­гра­фии ху­дож­ни­ки стре­ми­лись воз­ро­дить нац. тра­ди­цию, вос­соз­дать сти­ли­сти­ку ста­рин­ной нем. гра­вю­ры (пло­ско­ст­ность, ла­ко­нич­ность уг­ло­ва­то­го кон­ту­ра, экс­прес­сив­ные де­фор­ма­ции). Пе­чат­ная гра­фи­ка мыс­ли­лась ими как са­мо­сто­ят. вид иск-ва и вы­пус­ка­лась в ви­де отд. лис­тов, со­б­ран­ных в аль­бом (эти порт­фо­лио да­ри­лись кри­ти­кам, кол­лек­цио­не­рам, спон­со­рам). В 1911 уч­ре­ди­те­ли «М.» пе­ре­мес­ти­лись из Дрез­де­на в Бер­лин; в 1913 бы­ло объ­яв­ле­но о рос­пус­ке объ­е­ди­не­ния. В 1964 по ини­циа­ти­ве К. Шмидт-Рот­лу­фа в Бер­ли­не был соз­дан му­зей объ­е­ди­не­ния «Мост».

Лит.: Selz P. H. German expressionist painting. Berk.; Los Ang., 1957; Die Künstler­gruppe Brücke und der deutsche Expressionismus / Hrsg. L.-G. Buchheim. Feldafing, 1973. Bd 1–2; Künstlergruppe Brücke / Hrsg. L. Reidemeis­ter. B., 1975; Künstler der Brücke: Heckel, Kirch­ner, Müller, Pechstein, Schmidt-Rottluff: Ge­mälde, Aquarelle, Zeichnungen, Druckgra­phik, 1909–1930. (Kat.). Saarbrücken, 1980.

Вернуться к началу