Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ККЕЛЬ ЭРИХ

Авторы: А. В. Григораш
Э. Хеккель. Автопортрет. Цветная ксилография. 1919. Музей искусства округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес).

ХЕ́ККЕЛЬ (Heckel) Эрих (31.7.1883, Дёбельн – 27.1.1970, Ра­дольф­целль), нем. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор. Ве­ду­щий пред­ста­ви­тель нем. экс­прес­сио­низ­ма. По­се­щал ар­хит. от­де­ле­ние Выс­шей тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не (1904–05). Вме­сте с К. Шмид­том-Рот­лу­фом, Э. Л. Кирх­не­ром и Ф. Блей­лем ос­но­вал ху­дож. объ­еди­не­ние «Мост» (1905–13). Ис­пы­тал влия­ния Э. Мун­ка, В. Ван Го­га, П. Го­ге­на, а так­же афр. иск-ва. По­се­тил Ита­лию (1909). С 1911 пре­им. жил в Бер­ли­не. Про­из­ве­де­ни­ям Х. свой­ст­вен­ны уг­ло­ва­тые фор­мы и круп­ные плос­ко­сти кон­тра­ст­ных цве­тов («Сак­сон­ская де­рев­ня», 1910, Му­зей фон дер Хейд­та, Вуп­пер­таль; «Стек­лян­ный день», 1913, Гос. га­ле­рея совр. иск-ва, Мюн­хен). Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны слу­жил в сан­ча­сти; от­кли­ком на во­ен. со­бы­тия ста­ла «Ма­дон­на Ос­тен­де» (1915, не сохр.). Соз­дал фре­ско­вый цикл «Эта­пы жиз­ни» в Му­зее Ан­гер (1922–23, Эр­фурт). В нач. 1930-х гг. стиль ра­бот Х. сбли­жа­ет­ся с тра­диц. фор­ма­ми «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти». В 1937 на­ци­ст­ское пра­ви­тель­ст­во при­чис­ли­ло твор­че­ст­во Х. к «де­гене­ра­тив­но­му ис­кус­ст­ву» (729 ра­бот кон­фи­ско­ва­ны из му­зе­ев Гер­ма­нии; мно­гие по­гиб­ли в раз­ру­шен­ной бом­бар­ди­ров­ка­ми бер­лин­ской мас­тер­ской Х.). С 1944 жил в Хем­мен­хо­фе­не. Пре­по­да­вал в АХ в Кар­лс­руэ (1949–55).

Лит.: E. Heckel – der stille Expressionist: Aquarelle als Vorstudien zu Gemälden. Münch., 2009; Elger D. Expressionismus. Köln, 2016.

Вернуться к началу