Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШМИДТ-РО́ТЛУФ

Авторы: Е. А. Мукосеева
К. Шмидт-Ротлуф. «Христос». Лист из серии «Страсти Христовы». Ксилография. 1918. Архив БРЭ

ШМИДТ-РО́ТЛУФ (Schmidt-Rottluff) (наст. фам. Шмидт) Карл [1.12.1884, Рот­луф (Сак­со­ния), ны­не в со­ста­ве Кем­ни­ца – 10.8.1976, Бер­лин], нем. жи­во­пи­сец, гра­фик и скульп­тор. Пред­ста­ви­тель нем. экс­прес­сио­низ­ма. В 1905 по­сту­пил на ар­хит. ф-т Выс­шей тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не, но ос­та­вил учё­бу по­сле ор­га­ни­за­ции совм. с Э. Хек­ке­лем, Ф. Блей­лем, Э. Л. Кирх­не­ром в ию­не 1905 груп­пы «Мост». В ди­на­мич. мер­ца­нии кра­сок жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний Ш.-Р. ран­не­го пе­рио­да об­на­ру­жи­ва­лось влия­ние ди­ви­зио­низ­ма, В. Ван Го­га, в гра­вю­рах – юген­д­сти­ля («Да­ма в шля­пе», 1905). В 1908–10 ис­поль­зо­ва­ние в жи­во­пи­си плос­ко­стей кон­тра­ст­ных чис­тых яр­ких цве­тов сбли­жа­ло её с фо­виз­мом; чёр­ная окан­тов­ка форм – с афр. иск-вом («Сель­ский дом сре­ди лип», 1907, Гос. му­зеи, Бер­лин). По­сле пе­ре­ез­да в Бер­лин (1911) стрем­ле­ние к стро­гим кон­ст­рук­ци­ям в ком­по­зи­ци­ях от­ра­зи­ло воз­дей­ст­вие ку­биз­ма и фу­ту­риз­ма («Две жен­щи­ны», 1912, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). В 1915–18 уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не. На­ря­ду с др. чле­на­ми груп­пы «Мост», воз­ро­ж­дал тех­ни­ку про­доль­ной кси­ло­гра­фии (цикл «Стра­сти Хри­сто­вы», 1918). Чл. Прус. АХ (1931–33), ис­клю­чён на­цис­та­ми. В 1937 про­из­ве­де­ния Ш.-Р. по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во». В позд­нем твор­че­ст­ве при­дер­жи­вал­ся преж­них прин­ци­пов («Лун­ный свет», 1962, Му­зей груп­пы «Мост», Бер­лин). Ос­но­ва­тель му­зея груп­пы «Мост» (1964) в Бер­ли­не.

Лит.: Thiem G. K. Schmidt-Rottluff. Münch., 1963; Moeller M. K. Schmidt-Rottluff. Formen und Farbe. Münch., 2007.

Вернуться к началу