КСИЛОГРА́ФИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСИЛОГРА́ФИЯ (от ксило... и ...графия), древнейший вид гравюры на дерев. доске, один из способов высокой печати. Печатная форма (клише) создаётся ручным гравированием рисунка. Существует две осн. разновидности К.: обрезная (продольная) и торцовая (тоновая). Обрезная К. выполняется на хорошо отшлифованной поверхности доски, полученной продольным распилом древесины из мягких и средней твёрдости пород деревьев (яблоня, клён, ольха и др.). На поверхность доски пером или кистью наносится рисунок. Затем ножами разл. формы и размеров с двух сторон обрезаются линии изображения, а пробелы между ними выбираются на глубину 2–5 мм с помощью долота, стамески. На доску с выпуклым изображением валиком или тампоном наносят типографскую краску и вручную с помощью валика или на печатном станке прикатывают бумагу, на которой получается отпечаток рисунка в зеркальном отображении. При др. способе обрезной К. на досках продольного распила прорисовывают (обычно штихелем) утопленное изображение по отношению к фону, который служит печатающим элементом. Для торцовой К. используют доски, полученные поперечным распилом, из деревьев твёрдых пород (пальма, вишня, самшит, бук и др.), нанося рисунок штрихами штихелем, образующим тонкие линии, комбинации которых снижают насыщенность изображения. В оттиске появляются светлые оттенки, придающие ему лёгкость, поэтому такую гравюру называют также тоновой. Существует цветная К., для выполнения которой необходимо 3 и более досок, каждая из которых покрывается краской соответствующего оттенка. Как сравнительно простой и дешёвый способ печати, К. издавна использовалась для создания иллюстраций в печатных книгах, отд. репродукций, альбомов. Достоинство К. (особенно торцовой) – стойкость печатных форм, выдерживающих до нескольких тысяч оттисков, однако с появлением компьютерной графики применение К. значительно сократилось.
Исторический очерк. Обрезная К. возникла в Китае (упоминается с 6 в.). Её появление технически связано с печатанием тканей посредством дерев. шаблонов; стимулом к распространению К. стало изготовление бумаги вместо пергамента. В Европе К. возникла на рубеже 14–15 вв. (в Италии, Германии и др.). Первые К. – преим. религ. содержания, выполнены контурными линиями и часто раскрашены от руки; распространяются также К. на светские темы (игральные карты, азбуки, календари). Ок. сер. 15 в. появились т. н. блочные книги – серии изображений с короткими пояснениями, вырезанные на одной доске, обычно религ.-дидактич. характера. После изобретения подвижного алфавита (с сер. 15 в.) К. отделяется от текста, превращается в иллюстрацию, сопровождающую текст. Расцвет К. и гармоничное объединение текста с иллюстрациями приходятся на 1470–1550. В эпоху крестьянских волнений в Германии и Нидерландах в 16 в. наибольшего размаха достигает графика в технике К. в виде лубочных «летучих листков», карикатур и т. п. Крупнейшими мастерами К. в кон. 15 – нач. 16 вв. были А. Дюрер и Х. Хольбейн Младший (многочисл. К. по его рисункам исполнялись разл. резчиками и печатниками). Крупным центром итал. К. являлась Венеция (Н. Больдрини, Дж. Сколари и др.). В нач. 16 в. в Германии возникает цветная К. (Л. Кранах Старший, X. Бургкмайр, X. Бальдунг). Изобретателем цветной К. в Италии считается У. да Карпи (см. Кьяроскуро); в этой технике работали Д. Беккафуми, А. да Тренто, А. Андреани и др. Книжная К. появляется в Белоруссии, Литве, Украине в связи с издательской деятельностью Ф. Скорины.
Высокими достижениями техники К. отмечено япон. иск-во. Толчком для развития япон. К. послужили образцы, полученные из Китая (в 16 в. возникла цветная К.). С 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги, гравиров. календари, поздравит. карточки («суримоно») и т. д., а с 1660-х гг. – эстампы светского содержания, связанные с худож. школой укиё-э. Япон. К. богата поэтич. ассоциациями, символами, метафорами [художники Окумура Масанобу, Харунобу Судзуки, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ (Андо)]. Увлечение япон. К. оказало влияние на европ. живопись и графику 2-й пол. 19 в. В европ. иск-ве 18–19 вв. К. постепенно уступала место популярной в то время репродукционной гравюре на металле. Техника торцовой К., изобретённая Т. Бьюиком в 1780-х гг., получила широкое распространение в 19 в.
Возрождение интереса к К., поиски присущих ей специфич. худож. особенностей связаны со стилем модерн, черты которого наметились в оформлении книг У. Моррисом, гравюрах П. Гогена. На рубеже 19–20 вв. сложился своеобразный декоративно-упрощённый, изящный, построенный на ритмич. игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для К. и линогравюры (Ф. Валлоттон, брит. художники У. Николсон, Г. Крэг, О. Бёрдсли). В 20 в. для мн. художников характерны экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям нар. культуры, внимание к социальным проблемам (творчество Ф. Мазереля, К. Кольвиц, Р. Кента, А. Дерена, X. Г. Посады и др.). Особенно напряжённая, резкая контрастность отличает К. мастеров, близких к экспрессионизму: Э. Мунка, Т. Кулисевича (в Польше), художников группы «Мост», в т. ч. Э. Нольде и Э. Л. Кирхнера. Своеобразные школы К. сложились в Украине (В. И. Касиян), Латвии (П. Упитис). Значит. работы создали В. Клемке в Германии, Я. Рамбоусек в Чехии, Дж. Андреевич-Кун в Сербии.
В России К. распространилась с 16 в. благодаря издательской деятельности И. Фёдорова, П. Мстиславца и др. В 19 в. появляется репродукционная торцовая К. (Е. Е. Бернардский, К. К. Клодт, Л. А. Серяков). На рубеже 19–20 вв. начинается расцвет авторской К. (В. Д. Фалилеев, В. В. Кандинский, А. П. Остроумова-Лебедева). Традиции реалистич. К. продолжает И. Н. Павлов, классицистич. К. – П. А. Шиллинговский. В технике торцовой К. в 1910–20-х гг. работали Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, Л. С. Хижинский, П. Я. Павлинов. Особое значение в иск-ве книжной графики имеет творчество В. А. Фаворского, по-новому осмыслившего худож. средства К., и мастеров его школы (А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов и др.). Во 2-й пол. 20 в. в технике К. работают Д. С. Бисти, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов.