НО́ЛЬДЕ ЭМИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ЛЬДЕ (Nolde) (наст. фам. Хансен, Hansen) Эмиль (7.8.1867, Нольде, Сев. Шлезвиг – 13.4.1956, Зебюлль, Шлезвиг-Гольштейн), нем. живописец и график. Родился в крестьянской семье. Обучался резьбе по дереву на мебельной фабрике Г. Зауэрмана и в Школе худож. резьбы по дереву во Фленсбурге (1884–1888), затем работал в качестве резчика и рисовальщика на мебельных фабриках в Мюнхене, Карлсруэ (где одновременно посещал Школу худож. ремесла) и Берлине. В 1892–97 преподавал рисунок в Промышленно-ремесленном музее в Санкт-Галлене (Швейцария), начал интересоваться совр. лит-рой и иск-вом, также заниматься альпинизмом. Уже в раннем творчестве обратился к акварели, технику которой всё время совершенствовал (пейзажи; «Портрет молодой девушки», 1898, фонд Нольде, Зебюлль), первая картина маслом – «Горные великаны» (1895–96). Исполнял также рисунки для «горных почтовых карточек». Учился в худож. школе Ф. Фера в Мюнхене (1898) и у А. Хёльцеля в Дахау (1899), освоил технику офорта. Посетил Милан, Вену; в музеях изучал творчество совр. художников. В 1899–1900 в Париже занимался в академии Р. Жюлиана (1900), познакомился с творчеством Э. Дега, Э. Мане и В. Ван Гога; на Всемирной выставке 1900 его особый интерес привлекли неевропейские культуры (иск-во примитива). С 1902 избрал псевдоним по назв. родной деревни; в 1903–1916 жил преим. на о. Альсен. В 1904–05 посетил Италию; по возвращении домой изучал работы П. Гогена на его персональной выставке в Висмаре. В Берлине создал серию гравюр «Фантазии», отмеченных своеобразием техники и выразительностью худож. языка. Яркий колоризм и спонтанность письма его ранних картин («Весна в комнате», 1904, фонд Нольде, и др.) привлекли внимание художников дрезденского объединения «Мост»; в 1906–07 Н. входил в это объединение. В 1907 в Берлине познакомился с Э. Мунком; избран чл. берлинского Сецессиона (1908), после разрыва с этим объединением стал одним из организаторов «Нового Сецессиона» в Берлине (1910–12).
С кон. 1900-х – нач. 1910-х гг. полностью складывается неповторимый творческий облик Н. как одного из гл. представителей нем. экспрессионизма. Пейзажи Н. поражают своими «цветовыми бурями», драматич. напряжённостью видения мира («Сад у Бурхарда», 1907, Вестфальский музей истории иск-ва и культуры, Мюнстер; «Красные и жёлтые розы», 1907, Музей Вальрафа–Рихарца, Кёльн; «Курильщица сигарет», 1907, фонд Нольде; «Сад цветов», 1908, Худож. музей, Дюссельдорф). В серии «Осенние моря» (I–XIX; 1910–11) он оперирует густо наложенными пластами красных, зелёных, ослепительно белых красок, тревожно вспыхивающих на почти чёрном фоне и создающих ощущение фантасмагоричности природы (к морским пейзажам Н. будет возвращаться на протяжении всего творч. пути). Одновременно в работах, навеянных ночной жизнью Берлина и театральными постановками М. Рейнхардта («В ночном кафе», «За столом с вином», обе 1911; «Танец среди свечей», 1912, все – фонд Нольде), появляется гротескно-фантастич. начало, получившее дальнейшее развитие в серии двухфигурных композиций с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913; «Принц и наложница», 1918, обе – фонд Нольде; «Мечтатель», 1919, Музей Шпренгель, Ганновер). В этих картинах художник создаёт гротескную типологию человеческих страстей и их столкновений в драматич. ситуациях. В 1911 посетил Бельгию и Нидерланды с целью изучения картин Рембрандта и Ф. Халса; посетил Дж. Энсора. Важнейшее место в творчестве Н. 1909–13 занимает религ. тематика: цикл картин «Тайная вечеря» («Причастие»; Гос. музей искусств, Копенгаген), «Троица» (Старая нац. галерея, Берлин) и «Поругание Христа» (Музей объединения «Мост», Берлин; все 1909); «Христос и дети» (1910, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), триптих «Легенда о Марии Египетской» (Кунстхалле, Гамбург); 9-частный полиптих «Жизнь Христа» для ц. Нойкирхе в Нибюлле (1911–12, ныне – в фонде Нольде) – одно из самых значит. его произведений, в котором евангельские образы, парадоксально сочетающие грубую первозданность с острой гротескностью, наделены неистовой силой эмоций – от радостного озарения до боли и страдания, а патетич. сила красок достигает своего апогея.
В 1913–14 Н. совершил путешествие в Новую Гвинею (через Россию, Китай, Корею, Японию, Филиппины) в составе этнографич. экспедиции. Богатые впечатления от знакомства с экзотикой Востока, культурой и бытом народов Океании выразились в его многочисл. работах («Тропическое солнце», «Семья», обе – фонд Нольде; «Тропический лес», там же и Гор. Кунстхалле, Билефельд, все 1914; «Натюрморт», 1915, фонд Нольде). По возвращении Н. с 1916 поселился в доме «Утенварф», недалеко от родной деревни, с 1927 до конца жизни жил в доме, построенном по собств. проекту в Зебюлле, время от времени совершая поездки в европ. страны (Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию; в Испании изучал картины Д. Веласкеса и Ф. Гойи и создал большое количество акварелей). В 1920–30-е гг. Н. продолжал работать над ранее сложившимся тематич. репертуаром: сев. пейзажи и виды юж. морей («Море», 1930, галерея Тейт, Лондон), типы-маски, композиции на религ. сюжеты. Его живописная концепция не меняется, но формы становятся более обобщёнными, фигуры стягиваются в плотную композицию («Искушение Иосифа», 1921; «Иуда у первосвященников», 1922, обе – фонд Нольде). Работал также в техниках литографии («Кафешантан III», 1907, «Танцовщица», 1913, и др.) и гравюры на дереве [в т. ч. «Пророк» (1912; см. илл. к ст. Ксилография), «Молодая пара» (1917)].
Дискредитация пришедшими к власти в Германии национал-социалистами современного («выродившегося») иск-ва была направлена прежде всего против Н. и Э. Барлаха. В 1937 властями были конфискованы из музеев 1052 его работы (часть сожжена). На мюнхенской выставке «Дегенеративного искусства» (1937) было представлено 29 картин Н.; в 1940 б. ч. работ в его мастерской также была изъята, художнику было запрещено заниматься творчеством. Н. отказался эмигрировать; в 1941 был исключён из Имперской палаты искусств. Художник продолжал работать втайне; ок. 1 тыс. небольших акварелей, созданных им до конца войны, получили назв. «ненаписанных картин». Работая преим. на пористой бумаге, предварительно увлажнённой, он виртуозно использовал богатые возможности акварели. Под его кистью спонтанно возникали туманные, волнующие пейзажи, распускающиеся цветы, задумчивые или смеющиеся лица, фигуры загадочных, фантастич. персонажей. Случайные наплывы и сгущения краски в соединении с целенаправленными мазками придают форме особую суггестивную выразительность («Неравная пара», «Мужчины и женщины», «Горящая крепость», «Море и красное солнце», все – фонд Нольде). После окончания войны по мотивам «ненаписанных картин» Н. написал св. 100 полотен. По его завещанию, в Зебюлле в 1957 основан музей – фонд Ады (жены художника) и Эмиля Нольде.