Э́НСОР ЭНЗОР ДЖЕЙМС СИДНИ ЭДУАРД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́НСОР, Энзор (Ensor) Джеймс Сидни Эдуард (13.4.1860, Остенде – 19.11.1949, там же), бельг. живописец и график. Учился в АХ в Брюсселе (1877–80) у Я. Порталса. В 1880 посетил Лондон, Париж, Голландию. С 1880 жил в Остенде. Испытал влияние И. Босха, П. Брейгеля Старшего, флам. живописи 17 в., Г. Курбе, Ш. де Гру, импрессионизма. Один из основателей брюссельского худож. объединения «ХХ» (1883); чл. объединения художников Антверпена «Современное искусство» (1905). В ранний, т. н. тёмный, период (1879–82) создавал реалистич. жанровые произведения, портреты и пейзажи, характеризующиеся пастозным мазком и суровой красочной гаммой («Дама в голубом», 1881, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; «Завтрак с устрицами», 1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), а также занимался карикатурой. С 1882 под воздействием эстетики европ. символизма и бельг. писателя М. Метерлинка перешёл к экспрессивно-утрированным, вызывающе ярким по колориту композициям, в которых доминировали гротескные образы-символы маски и скелета как социальная сатира, сочетающаяся со зловещей пародией на человечество («Въезд Христа в Брюссель», 1889, Музей Гетти, Лос-Анджелес; «Скелеты, дерущиеся за копчёную сельдь», 1890, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). После 1900 обрёл признание; получил титул барона (1929). Создавал вариации на найденные в предыдущий период темы («Комическая трапеза», ок. 1917–1918, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Для графики Э. особенно характерны многофигурные, полные напряжённого драматизма офорты («Собор», 1886) и литографии («Сцены из жизни Христа», 31 литография, 1921). Иск-во Э. оказало влияние на становление экспрессионизма и сюрреализма.