БА́РЛАХ ЭРНСТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́РЛАХ (Barlach) Эрнст (2.1.1870, Ведель, близ Гамбурга – 24.10.1938, Росток; похоронен в Ратцебурге), нем. скульптор, график и писатель. Чл. Прусской АХ (1919), поч. чл. Мюнхенской АХ (1925). Окончил Худож.-пром. уч-ще в Гамбурге (1891), дрезденскую АХ (1895), посещал Академию Р. Жюлиана в Париже (1895–96). В раннем творчестве Б. испытал влияние югендстиля (модерна), сотрудничал в журналах «Югенд» и «Симплициссимус», участвовал в выставках Сецессиона. В 1906 совершил путешествие в Россию. Увиденные там т. н. каменные бабы, посвящённые культу воинов-предков, послужили одним из источников мемориальной скульптуры Б. – его высшего творч. достижения; ряд его произведений отразил впечатления от пребывания в России («Русская нищая», варианты – бронза, глазурованная керамика, 1907; рисунки и др.). В 1909–10 посетил Италию. По возвращении поселился в Гюстрове. Иллюстрировал в техниках ксилографии и литографии собств. драматургию, также сцены «Вальпургиевой ночи» из «Фауста» И. В. Гёте (1922). Трагич. события 1-й мировой войны наложили отпечаток на всё зрелое творчество Б. (рельефы «Жизнь и смерть», бронза, 1917, Наследие Барлаха, Гюстров; «Измученное человечество», дерево, 1919, Музей Л. Хёша, Дюрен, и др.). В нацистской Германии Б. было запрещено выставляться, из музеев было конфисковано ок. 380 его работ, памятники уничтожались, а скульптурная группа «Встреча» (бронза, 1926, Музей Барлаха, Ратцебург) была показана на выставке «Дегенеративного искусства» (1937). В травле Б. участвовала не только нацистская пресса, но и протестантская церковь. В 1938 мастеру было запрещено работать.
Истоки творчества Б. – христианская мистика, символизм, мир страдающих персонажей Ф. М. Достоевского. Пластич. язык архаич. и ср.-век. иск-ва претворён им в духе экспрессионизма. Стремясь к монументальной форме, предпочитал твёрдые материалы – дерево, керамику и бронзу. Его массивные, приземистые и обобщённые, иератически-застывшие фигуры изображают пребывающих в вечности умерших или обращённых к ним живых – «Мститель» (бронза, 1914, Гор. музей, Росток), «Фриз внемлющих» (дерево, 1930–35, Дом-музей Барлаха, Гамбург), варианты «Распятий» (для ц. Св. Елизаветы в Марбурге, 1931, и др.). Наиболее значит. произведения посвящены жертвам 1-й мировой войны: «Скорбящая мать» (1921, ц. Св. Николая) и монумент «Воитель духа» (1928) для Киля, монумент для собора в Гюстрове (1927) с фигурой парящего ангела (с портретными чертами К. Кольвиц) (все – бронза); Памятник павшим для собора в Магдебурге (1929), рельеф мемориала в Гамбурге (1931).
Автор драм, проникнутых абстрактно-утопич. призывами к обновлению мира, нередко – религ.-мистич. характера: «Мёртвый день» («Der tote Tag», 1912), «Потоп» («Die Sü ndflut», 1924), «Славное время» («Die gute Zeit», 1929), «Граф фон Ратцебург» («Der Graf von Ratzeburg», 1951) и др., а также гротескно-сатирич. пьес «Нищий кузен» («Der arme Vetter», 1918), «Истинные Седемунды» («Die echten Sedemunds», 1920). Премия им. Г. фон Клейста за драматич. сочинения (1924).