Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́РЛАХ ЭРНСТ

Авторы: А. М. Муратов

БА́РЛАХ (Barlach) Эрнст (2.1.1870, Ве­дель, близ Гам­бур­га – 24.10.1938, Рос­ток; по­хо­ро­нен в Рат­це­бур­ге), нем. скульп­тор, гра­фик и пи­са­тель. Чл. Прус­ской АХ (1919), поч. чл. Мюн­хен­ской АХ (1925). Окон­чил Ху­дож.-пром. уч-ще в Гам­бур­ге (1891), дрез­ден­скую АХ (1895), по­се­щал Ака­де­мию Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же (1895–96). В ран­нем твор­че­ст­ве Б. ис­пы­тал влия­ние югенд­сти­ля (мо­дер­на), со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Югенд» и «Сим­пли­цис­си­мус», уча­ст­во­вал в вы­став­ках Се­цес­сио­на. В 1906 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Рос­сию. Уви­ден­ные там т. н. ка­мен­ные ба­бы, по­свя­щён­ные куль­ту вои­нов-пред­ков, по­слу­жи­ли од­ним из ис­точ­ни­ков ме­мо­ри­аль­ной скульп­ту­ры Б. – его выс­ше­го творч. дос­ти­же­ния; ряд его про­из­ве­де­ний от­ра­зил впе­чат­ле­ния от пре­бы­ва­ния в Рос­сии («Рус­ская ни­щая», ва­ри­ан­ты – брон­за, гла­зу­ро­ван­ная ке­ра­ми­ка, 1907; ри­сун­ки и др.). В 1909–10 по­се­тил Ита­лию. По воз­вра­ще­нии по­се­лил­ся в Гю­ст­ро­ве. Ил­лю­ст­ри­ро­вал в тех­ни­ках кси­логра­фии и ли­то­гра­фии собств. дра­ма­тур­гию, так­же сце­ны «Валь­пур­гие­вой но­чи» из «Фау­ста» И. В. Гё­те (1922). Тра­гич. со­бы­тия 1-й ми­ро­вой вой­ны на­ло­жи­ли от­пе­ча­ток на всё зре­лое твор­че­ст­во Б. (рель­е­фы «Жизнь и смерть», брон­за, 1917, На­сле­дие Бар­ла­ха, Гю­ст­ров; «Из­му­чен­ное че­ло­ве­че­ст­во», де­ре­во, 1919, Му­зей Л. Хё­ша, Дю­рен, и др.). В на­ци­ст­ской Гер­ма­нии Б. бы­ло за­пре­ще­но вы­став­лять­ся, из му­зе­ев бы­ло кон­фи­ско­ва­но ок. 380 его ра­бот, па­мят­ни­ки унич­то­жа­лись, а скульп­тур­ная груп­па «Встре­ча» (брон­за, 1926, Му­зей Бар­ла­ха, Рат­це­бург) бы­ла по­ка­за­на на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва» (1937). В трав­ле Б. уча­ст­во­ва­ла не толь­ко на­ци­ст­ская прес­са, но и про­тес­тант­ская цер­ковь. В 1938 мас­те­ру бы­ло за­пре­ще­но ра­бо­тать.

Э. Барлах. Памятник павшим. Дерево. 1929. Собор в Магдебурге.

Ис­то­ки твор­че­ст­ва Б. – хри­сти­ан­ская ми­с­ти­ка, сим­во­лизм, мир стра­даю­щих пер­со­на­жей Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Пла­стич. язык ар­ха­ич. и ср.-век. иск-ва пре­тво­рён им в ду­хе экс­прес­сио­низ­ма. Стре­мясь к мо­ну­мен­таль­ной фор­ме, пред­почи­тал твёр­дые ма­те­риа­лы – де­ре­во, ке­ра­ми­ку и брон­зу. Его мас­сив­ные, при­зе­ми­стые и обоб­щён­ные, ие­ра­ти­че­ски-за­стыв­шие фи­гу­ры изо­бра­жа­ют пре­бы­ваю­щих в веч­но­сти умер­ших или об­ращён­ных к ним жи­вых – «Мсти­тель» (брон­за, 1914, Гор. му­зей, Рос­ток), «Фриз вне­млю­щих» (де­ре­во, 1930–35, Дом-му­зей Бар­ла­ха, Гам­бург), ва­ри­ан­ты «Рас­пя­тий» (для ц. Св. Ели­за­ве­ты в Мар­бур­ге, 1931, и др.). Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния по­свя­ще­ны жерт­вам 1-й ми­ро­вой вой­ны: «Скор­бя­щая мать» (1921, ц. Св. Ни­ко­лая) и мо­ну­мент «Вои­тель ду­ха» (1928) для Ки­ля, мо­ну­мент для со­бо­ра в Гю­ст­ро­ве (1927) с фи­гу­рой па­ря­ще­го ан­ге­ла (с порт­рет­ны­ми чер­та­ми К. Коль­виц) (все – брон­за); Па­мят­ник пав­шим для со­бо­ра в Ма­где­бур­ге (1929), рель­еф ме­мо­риа­ла в Гам­бур­ге (1931).

Ав­тор драм, про­ник­ну­тых аб­ст­ракт­но-уто­пич. при­зы­ва­ми к об­нов­ле­нию ми­ра, не­ред­ко – ре­лиг.-мис­тич. ха­рак­те­ра: «Мёрт­вый день» («Der tote Tag», 1912), «По­топ» («Die Sü ndflut», 1924), «Слав­ное вре­мя» («Die gute Zeit», 1929), «Граф фон Рат­це­бург» («Der Graf von Ratzeburg», 1951) и др., а так­же гро­теск­но-са­ти­рич. пьес «Ни­щий ку­зен» («Der arme Vetter», 1918), «Ис­тин­ные Се­де­мун­ды» («Die echten Sedemunds», 1920). Пре­мия им. Г. фон Клей­ста за дра­ма­тич. со­чи­не­ния (1924).

Соч.: Ein selbsterzähltes Leben. B., 1928; Fragmente aus sehr frü her Zeit. B., 1939; Werk und Wirkung: Berichte, Gespräche, Erinnerun­gen / Gesam. und Hrsg. von E. Jansen. B., 1975; Das dich­te­rische Werk. Münch., 1976. Bd 1–3; Die Dramen. Münch., 1977.

Лит.: E. Barlach: Werkverzeichnis. Hamb., 1958–1971. Bd 1–3; Kröplin K.-H. E. Bar­lach-Bibliographie. B., 1972; Мар­кин Ю. П. Э. Бар­лах. Пла­сти­че­ские про­из­ве­де­ния. М., 1976; E. Barlach. Das Wirkliche und Wa­hr­haft­ige: Briefe, Grafik, Plastik, Dokumente. 3. Aufl. Rostok, 1977; E. Barlach: Werk und Werkentwürfe aus fünf Jahrzehnten. B., 1981. Bd 1–3; Piper E. E. Barlach und die natio­nalso­zia­listische Kunstpolitik. Münch., 1983; Kurth W. E. Barlach. B., 1985; E. Barlach. Lpz., 1997.

Вернуться к началу