КО́ЛЬВИЦ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛЬВИЦ (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кёнигсберг – 22.4.1945, Морицбург, близ Дрездена), нем. график и скульптор. С юных лет восприняла социально-критич. идеи от отца, строит. мастера и активиста религ.-социалистич. движения. В 1881–88 обучалась в худож. школах Кёнигсберга, Берлина и Мюнхена. В 1891 вышла замуж за Карла Кольвица, социал-демократа, занимавшегося врачебной практикой в рабочих кварталах Берлина.
В серии офортов «Восстание ткачей» по мотивам пьесы Г. Гауптмана «Ткачи» (1895–98) К. в ярких образах представила отчаянное положение рабочих, взрыв протеста и его трагич. поражение. В 1904 занималась в скульптурном классе академии Р. Жюлиана в Париже; пластической трактовкой формы отмечены гравюры цикла «Крестьянская война» (1902–08), посвящённого историч. событиям в Германии 16 в., где особой выразительностью наделены образы крестьян: кряжистые, пригнувшиеся к земле фигуры напоминают искривлённые стволы деревьев, тянущиеся к свету в конвульсивном напряжении. В дальнейшем К. обратилась к литографии и особенно к гравюре на дереве, позволявшей создавать работы монументального стиля, построенные на выразительно обобщённом силуэте и резких светотеневых контрастах («Памяти Карла Либкнехта», 1919–20).
В 1919 К. стала первой женщиной – членом и профессором Прусской АХ; в 1927 посетила СССР. Творчество К. внутренне близко иск-ву Э. Барлаха, с которым её связывали дружеские отношения (смерти Барлаха К. посвятила бронзовый рельеф «Плач», 1938–40). Антимилитаристские убеждения К. выразились в цикле ксилографий «Война» (1922–23) и в памятнике «Родители» (гранит, 1924–32), установленном на месте гибели сына К., Петера, в Роггевельде, близ г. Диксмёйде (Бельгия). Образ матери с ребёнком разрабатывался К. как в графике, так и в скульптуре; нередко он наделён символич. смыслом, в нём присутствуют мотивы христианской иконографии («Материнство», 1937; «Пьета», 1937–39, обе – Нац. галерея, Берлин). С приходом к власти нацистов К. была вынуждена покинуть АХ, лишилась права на участие в выставках, но продолжала работать. К числу её графич. шедевров относится серия из 8 литографий «Смерть» (1934–37).