Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ЛЬВИЦ

Авторы: В. А. Крючкова

КО́ЛЬВИЦ (Kollwitz; уро­ж­дён­ная Шмидт, Schmidt) Ке­те (8.7.1867, Кё­нигс­берг – 22.4.1945, Мо­риц­бург, близ Дрез­де­на), нем. гра­фик и скульп­тор. С юных лет вос­при­ня­ла со­ци­аль­но-кри­тич. идеи от от­ца, стро­ит. мас­те­ра и ак­ти­ви­ста ре­лиг.-со­циа­ли­стич. дви­же­ния. В 1881–88 обу­ча­лась в ху­дож. шко­лах Кё­нигс­бер­га, Бер­ли­на и Мюн­хе­на. В 1891 вы­шла за­муж за Кар­ла Коль­ви­ца, со­ци­ал-де­мо­кра­та, за­ни­мав­ше­го­ся вра­чеб­ной прак­ти­кой в ра­бо­чих квар­та­лах Бер­ли­на.

К. Кольвиц. «Вдова». Ксилография. 1922–23.

В се­рии офор­тов «Вос­ста­ние тка­чей» по мо­ти­вам пье­сы Г. Га­упт­ма­на «Тка­чи» (1895–98) К. в яр­ких об­раз­ах пред­ста­ви­ла от­ча­ян­ное по­ло­же­ние ра­бо­чих, взрыв про­тес­та и его тра­гич. по­ра­же­ние. В 1904 за­ни­ма­лась в скульп­тур­ном клас­се ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же; пла­сти­че­ской трак­тов­кой фор­мы от­ме­че­ны гра­вю­ры цик­ла «Кре­сть­ян­ская вой­на» (1902–08), по­свя­щён­но­го ис­то­рич. со­бы­ти­ям в Гер­ма­нии 16 в., где осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью на­де­ле­ны об­ра­зы кре­сть­ян: кря­жи­стые, при­гнув­шие­ся к зем­ле фи­гу­ры на­по­ми­на­ют ис­крив­лён­ные ство­лы де­ревь­ев, тя­ну­щие­ся к све­ту в кон­вуль­сив­ном на­пря­же­нии. В даль­ней­шем К. об­ра­ти­лась к ли­то­гра­фии и осо­бен­но к гра­вю­ре на де­ре­ве, по­зво­ляв­шей соз­да­вать ра­бо­ты мо­ну­мен­таль­но­го сти­ля, по­стро­ен­ные на вы­ра­зи­тель­но обоб­щён­ном си­лу­эте и рез­ких све­то­те­не­вых кон­тра­стах («Па­мя­ти Кар­ла Либк­нех­та», 1919–20).

В 1919 К. ста­ла пер­вой жен­щи­ной – чле­ном и про­фес­со­ром Прус­ской АХ; в 1927 по­се­ти­ла СССР. Твор­че­ст­во К. внут­рен­не близ­ко иск-ву Э. Бар­ла­ха, с ко­то­рым её свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния (смер­ти Бар­ла­ха К. по­свя­ти­ла брон­зо­вый рель­еф «Плач», 1938–40). Ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ские убе­ж­де­ния К. вы­ра­зи­лись в цик­ле кси­ло­гра­фий «Вой­на» (1922–23) и в па­мят­ни­ке «Ро­ди­те­ли» (гра­нит, 1924–32), ус­та­нов­лен­ном на мес­те ги­бе­ли сы­на К., Пе­те­ра, в Рог­ге­вель­де, близ г. Дик­смёй­де (Бель­гия). Об­раз ма­те­ри с ре­бён­ком раз­ра­ба­ты­вал­ся К. как в гра­фи­ке, так и в скульп­ту­ре; не­ред­ко он на­де­лён сим­во­лич. смыс­лом, в нём при­сут­ст­ву­ют мо­ти­вы хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии («Ма­те­рин­ст­во», 1937; «Пье­та», 1937–39, обе – Нац. га­ле­рея, Бер­лин). С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов К. бы­ла вы­ну­ж­де­на по­ки­нуть АХ, ли­ши­лась пра­ва на уча­стие в вы­став­ках, но про­дол­жа­ла ра­бо­тать. К чис­лу её гра­фич. ше­дев­ров от­но­сит­ся се­рия из 8 ли­то­гра­фий «Смерть» (1934–37).

Лит.: Про­ро­ко­ва С. А. К. Коль­виц. М., 1967; На­гель О. К. Коль­виц. М., 1971; Kearns M. K. Kollwitz: woman and artist. N. Y., 1976; К. Коль­виц. Днев­ни­ки, пись­ма, вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1980; Krahmer C. K. Koll­witz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamb., 1981; K. Kollwitz: the graphic works. Camb., 1981; Mair R. K. Kollwitz: Leiden­schaft des Lebens. Freiburg u. a., 2000; Knesebeck A. von dem. K. Kollwitz: Werkverzeichnis der Gra­phik. Bern, 2002.

Вернуться к началу