Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́КОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Авторы: С. М. Грачёва
М. И. Пиков. Иллюстрация к «Илиаде» Гомера. 1949.

ПИ́КОВ Ми­ха­ил Ива­но­вич [17(30).9.1903, дер. Шмо­ни­ха Вят­ской губ. – 20.1.1973, Мо­ск­ва], рос. гра­фик. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Окон­чил Вят­ское ху­дож.-пром. уч-ще, учил­ся во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1921–30) у П. Я. Пав­ли­но­ва, Л. А. Бру­ни и В. А. Фа­вор­ско­го, ока­зав­ше­го на П. осо­бое влия­ние. Совм. с Фа­вор­ским при­ни­мал уча­стие в оформ­ле­нии книг и вос­при­нял от не­го мощ­ную пла­сти­ку чёр­но-бе­лых ком­по­зи­ций, раз­ви­тую про­стран­ст­вен­ность, фи­лос. мно­го­знач­ность об­ра­зов. Оформ­лял из­да­ния отеч. и за­ру­беж­ной клас­си­ки, в т. ч. лит-ры Вос­то­ка. Неж­ные очер­та­ния фи­гур и му­зы­каль­ность рит­мов ха­рак­те­ризу­ют его гра­вю­ры к «Со­чи­не­ни­ям» А. Фи­рен­цуо­лы (1933), изящ­ной клас­сич­но­стью кон­ту­ров от­ме­че­ны ил­лю­ст­ра­ции к ан­то­ло­гии «Ли­ри­ка древ­ней Эл­ла­ды» (1934), ви­тие­ва­той изо­щрён­но­стью – ми­ниа­тю­ры к «Ли­ри­ке» Ха­фи­за (1934; все – изд-во «Academia»). Сре­ди др. ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных им про­из­ве­де­ний: арм. эпос «Да­вид Са­сун­ский» (1939–40-е гг.), «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» У. Шек­спи­ра (1944), «Илиа­да» Го­ме­ра (1949), тра­ге­дии Со­фок­ла (1954) и Эс­хи­ла (1956). Вме­сте с Фа­вор­ским в 1950–52 оформ­лял «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» (сю­жет­ная за­став­ка, кон­цов­ка, бу­к­ви­цы и др.). Вер­ши­на твор­че­ст­ва П. – цикл кси­ло­гра­фий к «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те (1961). Книж­ная гра­фи­ка П. от­ме­че­на глу­бо­ким про­ник­но­ве­ни­ем в смысл ав­тор­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния, она «без ка­ких-ли­бо ор­на­мен­таль­ных ухищ­ре­ний пе­ре­да­ёт стиль про­из­ве­де­ния» (Фа­вор­ский). За­ни­мал­ся так­же ак­ва­ре­лью и мо­ну­мен­таль­ной рос­пи­сью. Ав­тор се­рии эс­там­пов «Раз­гром не­мец­ких войск под Мо­ск­вой» (1940-е гг.), порт­ре­тов Т. С. Гри­ца, М. И. Ба­ба­но­вой (оба 1932), Б. Шоу (1943), А. Н. Ра­ди­ще­ва (1949), У. Шек­спи­ра (1959) и др., ко­то­рым свой­ст­вен­на ост­роп­си­хо­ло­гич. об­раз­ная ха­рак­те­ри­сти­ка. За­ни­мал­ся экс­либ­ри­сом.

Лит.: Че­го­да­ев А. Д. М. И. Пи­ков // Ис­кусст­во кни­ги. 1961. Вып. 2; Мям­лин И. Г. М. И. Пи­ков. Л., 1968; М. И. Пи­ков. (Кат. вы­став­ки). М., 1968; Куз­не­цо­ва Ю. П. М. И. Пи­ков. М., 1969; она же. М. Пи­ков. Кси­ло­гра­фии. М., 1986; Ро­за­но­ва Н. Н. Мо­с­ков­ская книж­ная кси­ло­гра­фия 1920–30-х гг. М., 1982.

Вернуться к началу