ПИ́КОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́КОВ Михаил Иванович [17(30).9.1903, дер. Шмониха Вятской губ. – 20.1.1973, Москва], рос. график. Родился в крестьянской семье. Окончил Вятское худож.-пром. уч-ще, учился во Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1921–30) у П. Я. Павлинова, Л. А. Бруни и В. А. Фаворского, оказавшего на П. особое влияние. Совм. с Фаворским принимал участие в оформлении книг и воспринял от него мощную пластику чёрно-белых композиций, развитую пространственность, филос. многозначность образов. Оформлял издания отеч. и зарубежной классики, в т. ч. лит-ры Востока. Нежные очертания фигур и музыкальность ритмов характеризуют его гравюры к «Сочинениям» А. Фиренцуолы (1933), изящной классичностью контуров отмечены иллюстрации к антологии «Лирика древней Эллады» (1934), витиеватой изощрённостью – миниатюры к «Лирике» Хафиза (1934; все – изд-во «Academia»). Среди др. иллюстрированных им произведений: арм. эпос «Давид Сасунский» (1939–40-е гг.), «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (1944), «Илиада» Гомера (1949), трагедии Софокла (1954) и Эсхила (1956). Вместе с Фаворским в 1950–52 оформлял «Слово о полку Игореве» (сюжетная заставка, концовка, буквицы и др.). Вершина творчества П. – цикл ксилографий к «Божественной комедии» Данте (1961). Книжная графика П. отмечена глубоким проникновением в смысл авторского повествования, она «без каких-либо орнаментальных ухищрений передаёт стиль произведения» (Фаворский). Занимался также акварелью и монументальной росписью. Автор серии эстампов «Разгром немецких войск под Москвой» (1940-е гг.), портретов Т. С. Грица, М. И. Бабановой (оба 1932), Б. Шоу (1943), А. Н. Радищева (1949), У. Шекспира (1959) и др., которым свойственна остропсихологич. образная характеристика. Занимался экслибрисом.