МАЗЕРЕ́ЛЬ ФРАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЗЕРЕ́ЛЬ (Masereel) Франс (30.7.1889, Бланкенберге – 3.1.1972, Авиньон, Франция), бельг. график, живописец. Учился в АХ в Генте (1907–08). С 1909 работал гл. обр. во Франции. Во время 1-й мировой войны жил в Женеве, где примкнул к группе писателей-пацифистов во главе с Р. Ролланом; создал цикл антивоенных газетных рисунков. С 1920 в Париже. В 1940, спасаясь от нем. оккупации, переехал на юг Франции, в дальнейшем жил в Авиньоне и Ницце.
Используя близкие экспрессионизму и др. течениям нач. 20 в. худож. приёмы (фантасмагоричность образов, гротеск, динамичное построение композиции, угловатый, геометризованный рисунок, резкий контраст чёрного и белого), а также лит. фабулу, традиц. символы и аллегории, М. создавал серии ксилографий («романы в картинках») – обширные повествоват. циклы, несущие в себе ярко выраженное социальное содержание, со стремительным, подобным смене кадров, развитием сюжета. Увлечённый стихийным напряжённым ритмом совр. города, М. прослеживал жизнь в нём своего героя, раскрывал трагич. конфликт личности и общества, стремился осознать место человека и гуманистич. ценностей в совр. мире. Среди созданных им циклов – «Крестный путь человека» (1918), «Мой часослов» (1919), «Идея: её рождение, жизнь и смерть» (1920), «Воспоминания о моей родине» (1921), «Город» (1925), «От чёрного к белому» (1939), «Пляска смерти» (1941), «За что?» (1954). Исполнил также иллюстрации к произведениям Ш. Де Костера, Р. Роллана и др., альбомы рисунков и акварелей, живописные пейзажи, портреты; работал для театра и кино. Сотрудничал в коммунистич. прессе (газ. «L’Humanité» и др.).