ХО́ЛЬБЕ́ЙН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХО́ЛЬБЕ́ЙН, Гольбейн (Holbein), семья нем. живописцев и графиков эпохи Возрождения. Ханс Старший (ок. 1460/65, Аугсбург – 1524/34, Изенгейм, ныне Исенем, близ Гебвиллера, Эльзас, Франция), возможно, учился у М. Шонгауэра; посещал Нидерланды. Работал в Аугсбурге (с 1494), Франкфурте-на-Майне (1500–01), Эльзасе (с 1509), Изенгейме (с 1516). Ранние работы отличает влияние нидерл. живописи, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена (Алтарь доминиканского мон. в Кайсхайме, 1502, Старая пинакотека, Мюнхен). Ок. 1515 в произведениях мастера проявляется итал. влияние, что привело к уравновешенным композициям, пространственным решениям, а натурные наблюдения, зафиксированные в многочисл. рисунках, – к разнообразию облика, движений и эмоций персонажей («Алтарь Святого Себастьяна», 1515–16, там же). Автор графич. и живописных портретов, сочетающих точность в передаче натуры и одухотворённость образов (женщины в возрасте 34 лет, ок. 1512, Кунстхалле, Базель; Амброзиуса и Ханса, сыновей художника, 1511, серебряный штифт, Гравюрный кабинет, Берлин). Руководил крупной мастерской, в которую входили его младший брат – Зигмунд (ок. 1470 – 1540, Берн), Л. Бек (до 1503) и ставшие его учениками сыновья – Амброзиус и Ханс Младший. Оказал влияние на нем. иск-во, в т. ч. на М. Грюневальда, Х. Бургкмайра, Й. Брея, М. Шаффнера.
Амброзиус (ок. 1494, Аугсбург – после 1519), сын Ханса Старшего, работал в 1515 подмастерьем худ. Т. Шмида, расписывал интерьеры мон. Св. Георгия в Штайн-ам-Райне (Швейцария). С 1515 в Базеле. Учился у живописца Х. Хербста (1516–17) и работал вместе с братом Хансом, в т. ч. в изд-ве И. Фробена (отдельные илл. к «Утопии» Т. Мора, 1518). Чл. гильдии Св. Луки в Базеле (с 1517). Известны его станковые работы («Моление о чаше», ок. 1515; «Портрет мальчика со светлыми волосами», ок. 1516, оба произведения – Худож. музей, Базель).
Ханс Младший (1497/98, Аугсбург – 1543, Лондон), сын Ханса Старшего, один из ведущих мастеров нем. и англ. Ренессанса. Занимая особое место в нем. иск-ве 16 в., он по творческим исканиям и по мировоззрению лучше др. мастеров воспринял основы итал. культуры; его произведениям присущи классич. ясность, объективность, созерцательность, рационализм. В 1515–26 преим. работал в Базеле – одном из крупнейших гуманистич. центров Европы 16 в. Побывал в Ломбардии (1518–1519), вдохновившись произведениями Леонардо да Винчи и сев.-итал. архитектурой; в Юж. Франции (1523–24) познакомился с техникой франц. карандашного портрета. Работал в разл. видах иск-ва. Вместе с братом Амброзиусом создал рисунки на полях кн. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1515–16; см. илл. к ст. Иллюстрация). Выполнял монументальные росписи: дом Я. фон Гертенштейна в Люцерне (совм. с Хансом Старшим, 1517); «дом танцев» (оба не сохр., эскиз фасада: ок. 1520, Гравюрный кабинет, Берлин). Работал как книжный иллюстратор [преим. титулы («Геркулес и Орфей», 1523) и алфавиты]; создал серию рисунков к циклу «Пляски смерти» (1524–26; ксилография, резчик Г. Лютцельбургер), где аллегория сочеталась с натурными наблюдениями. Писал алтарные образы: «Алтарь Оберрида» (совм. с отцом; 1520–1521, собор во Фрайбурге), «Мёртвый Христос» (1521, Худож. музей, Базель), «Алтарь И. Герстера» («Золотурнская Мадонна»; 1522, Гор. музей, Золотурн), «Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна»; 1526, Музей земли Гессен, Дармштадт). Ведущее место в творчестве Ханса Младшего занимал портретный жанр, который отличается гармоничной композицией, монументальностью образов и объективной передачей облика модели: портреты бургомистра Я. Майера и его супруги Д. Каннегиссер (ок. 1516, Худож. музей, Базель), Б. фон Хертенштейна (1517, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Б. Амербаха (1519, Худож. музей, Базель; см. илл. к ст. Портрет). Особое место среди портретов занимают аллегорич. изображения М. Оффенбург в образе Венеры (ок. 1524–25) и Лаисы Коринфской (1526, оба – там же). Пользовался покровительством Эразма Роттердамского; создал серию его портретов (1523, там же; 1523–24, Лувр, Париж; 1523, собрание графа Раднора, Лонгфорд-Касл); по его рекомендации ездил в Англию (1526–28) к Т. Мору. Самое значит. произведение 1-го англ. периода – первый в иск-ве Сев. Возрождения светский групповой портрет «Семья Т. Мора» (1527, не сохр.); рисунок с него (1527, Худож. музей, Базель) предназначался Эразму Роттердамскому в качестве памятного документа. В Лондоне преим. работал как портретист (портреты Т. Мора, 1527, собрание Фрик, Нью-Йорк, см. илл. к статье о нём; Н. Кратцера, 1528, Лувр); также занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам Церкви. Вернувшись в Базель (1528–32), создал пронзительный по эмоциональности портрет своей семьи (1528–29, Худож. музей, Базель). Во 2-й англ. период (1532–1543) стал придворным портретистом короля Генриха VIII (с 1536) и выполнял портреты англ. придворной аристократии. Портреты Г. Гиссе (1532, Гос. музеи, Берлин), франц. послов Ж. де Дентвиля и Ж. де Сельва (1533, Нац. галерея, Лондон, см. илл. к ст. Анаморфоза), Ш. де Солье (1534, КГ, Дрезден; см. илл. к ст. Возрождение), Генриха VIII (1536, собрание Тиссен-Борнемисса, Мадрид, и 1539–40, Нац. галерея старого иск-ва Палаццо Барберини, Рим, см. илл. к статье о нём), Кристины Датской (1538, Нац. галерея), станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (Лувр и Музей Виктории и Альберта, Лондон; оба 1539) отличаются парадностью композиций и антуража, остротой и убедительностью психологич. и социальных характеристик. Творч. метод Ханса Младшего-портретиста состоял в предварит. тщательном изучении модели в подготовит. портретном рисунке («Портрет Т. Мора», ок. 1526–1527, серебряный штифт, уголь, сангина, Королевское собрание, Виндзорский замок). В Лондоне он рисовал образцы для ювелиров и золотых дел мастеров. Творчество Ханса Младшего оказало влияние на нем. иск-во 16 в. (Б. Брейн Старший, К. Амбергер) и предопределило развитие живописи в Англии 16–18 вв.