ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio – освещение, наглядность), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст лит. или науч. произведения; разновидность изобразительных искусств. Эволюция И. наиболее последовательно прослеживается в иск-ве графики и тесно связана с историей книги. Входя в состав книги, газеты, журнала, И. (представленная рисунками, гравюрами, чертежами, фотоснимками, репродукциями и т. п.) дополняется декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы и т. п.), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Условно к И. можно отнести разл. изображения, созданные на основе лит. текстов, но не предназначенные непосредственно для оформления книги (напр., работы С. Дали и П. Пикассо по мотивам романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса; рисунки Вал. А. Серова на темы басен И. А. Крылова и мн. др.).
Самые ранние сохранившиеся И. сопровождают тексты папирусных свитков Древнего Египта. В свитках поздней античности (эллинистических, др.-римских и ранневизантийских) изображения выносятся в пустые пространства между строками или на поля. Роль И. изменяется при формировании традиц. типа листового кодекса – изображения в них нередко занимают целую страницу. Наиболее ранние ксилографич. И. появились в Китае в 6–7 вв., получив особое распространение с 12 в.; в кон. 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. Условные изображения и иероглифич. знаки образуют в кит. ксилографиях нерасторжимое единство. В Японии книжная графика появляется в нач. 17 в., а её расцвет приходится на 18 – нач. 19 вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в И. всё бесконечное многообразие живого мира.
В ср.-век. рукописных книгах И. выполнялись в технике миниатюрной живописи. В процессе развития рукописной книги миниатюра книжная стала изысканным по технике самостоят. видом иск-ва, оказавшим значит. влияние на становление ранних форм станковой живописи. Нового расцвета достигла книжная И. в связи с изобретением И. Гутенбергом книгопечатания (1440–1450-е гг.). Особую группу образуют т. н. блочные книги (2-я пол. 15 в., преим. в Германии), где текст и И. к нему вырезались на одной доске; иногда текст к такой «книге-картинке» вписывался от руки. Чаще гравированные на дереве И. включались в печатную наборную книгу; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итал. ксилографов кон. 15 – нач. 16 вв.), и нередко раскрашивались от руки.
С эпохи Возрождения И. всё чаще становится равнозначной по отношению к тексту, занимая в книге одинаковое с ним место: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора (напр., Апокалипсис с гравюрами на дереве А. Дюрера, 1498). В 1481 во Флоренции вышла «Божественная комедия» Данте с гравюрами Б. Бальдини, выполненными по рисункам С. Боттичелли; в 1499 в Венеции издатель-гуманист Мануций Альд Старший выпустил издание аллегорич. романа «Гипнеротомахия Полифила» Ф. Колонны, в котором контурные И. гармонически соответствовали новому рисунку шрифта, образуя с последним образное единство. В некоторых изданиях 1490-х гг. одни и те же гравюры повторяются в разл. местах книги – так, в «Книге Хроник» Г. И. Шеделя (издание А. Кобергера в Нюрнберге, 1493; гравюры М. Вольгемута и В. Плейденвурфа) условно выполненный гор. вид обозначает разл. города, а изображение некоего бородатого бюргера выдаётся за портрет того или иного писателя. В целом для ренессансной И. характерны линеарная чёткость композиций, изысканная простота и известная условность образных решений, постоянное использование аллегорич. и эмблематич. деталей (типичное и для И. эпохи барокко). Крупнейшими мастерами И. эпохи позднего Средневековья и Возрождения были также Й. Амман, X. Бальдунг, Х. Бургкмайр, Х. Вейдиц, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший в Германии; У. Граф в Швейцарии; Лука Лейденский в Нидерландах; Ж. Дюве, Б. Саломон во Франции; М. Раймонди в Италии. Белорус. первопечатник Ф. Скорина, издававший Библию отд. выпусками (1517–1519, в Праге), одним из первых обосновал роль изобразительно-оформительских элементов книги (заставок и др.), утверждая, что введение в печатную книгу И. и декоративных элементов делается для «лучшего разумения» читателем текста.
С кон. 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди. Усложнённость этой техники, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых отдельно от набора печатались И. (вклеиваемые затем в книгу), обусловливают полный отрыв И. от текста во мн. изданиях 17 в.; напр., без текста публиковались голл. издателем Н. И. Пискатором И. к Библии, которые копировались художниками мн. стран, в т. ч. Украины и России. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. – период бурного расцвета научной И.; в сер. 17 в. впервые появляются детские И. (в Англии, затем во Франции и Германии). Среди мастеров И. этого времени – С. делла Белла, А. Темпеста, Дж. Франко в Италии; Ж. Калло, К. де Пассе во Франции; П. П. Рубенс во Фландрии; Р. де Хоге в Голландии; М. Мериан в Германии; Ф. Барлоу и Дж. Медина в Англии; В. Голлар в Чехии; М. Я. и В. М. Вощанка в Белоруссии.
В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения лит. персонажей, отбирают гл. моменты повествования, выявляют их внутр. связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ф. Буше, Ю. Ф. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Персье, Г. де Сент-Обен, Ж. О. Фрагонар, Ш. Эйзен во Франции; Р. Бентли, Ч. Гриньон, М. Дарли, Дж. Стаббс в Великобритании; Г. Ф. Фюгер, Д. Ходовецкий в Германии; Дж. Креспи, П. А. Новелли, Дж. Б. Пьяццетта, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Цокки в Италии; Х. Ибарра, Х. дель Кастильо в Испании). Англ. худ. У. Хогарт создавал остросатирические повествовательные серии, текст к которым писался др. авторами после создания изображений.
На рубеже 18–19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразит. средства – торцовая гравюра на дереве (политипаж), литография и хромолитография; для 19 в. характерны как законченные И. – композиции на отд. листах, так и беглые наброски в тексте. Замечательные образцы естеств.-науч. И. создают в кон. 18 – нач. 19 вв. Т. Бьюик, Дж. Гулд в Великобритании и Дж. Одюбон в США. Остросатирич. злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (напр., О. Домье и Ж. Ж. Гранвиль во Франции). Художники эпохи романтизма (У. Даньелл, Э. Калверт, Т. Роулендсон, У. Тёрнер, Дж.Флаксмен в Великобритании; Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции; Л. Рихтер в Германии) в своих И. проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, отражая широкий диапазон чувств – от мистич. экзальтации до добродушного, фольклорного юмора; особняком стоят фантастич. композиции У. Блейка к собств. сочинениям.
Чрезмерная автономность книжной И. в 19 в. нередко вызывала протесты отд. авторов (напр., Г. Флобера), не желавших, чтобы между их текстами и читателем возникал посредник-художник. И. к произведениям наиболее популярных авторов зачастую издавались в виде отдельных тетрадей, которые можно было объединять в альбом. В Великобритании особенно тесным было сотрудничество Ч. Диккенса с худ. X. Н. Брауном (псевд. Физ). Во Франции писатели и художники совместно создавали типологич. очерки («физиологии»), рисующие порой остросатирич. образы буржуазии и обывателей (О. Домье в контакте с О. де Бальзаком; П. Гаварни и др.). Выдающимися иллюстраторами лит. произведений были также Г. Доре, Э. Мейссонье, Т. Стейнлен во Франции; В. Буш, А. фон Менцель, А. Ретель в Германии; Э. К. Бёрн-Джонс, Дж. Крукшанк, Дж. Миллес, У. Николсон, Д. Г. Россетти, Дж. Тенниел, Х. Томсон в Великобритании; Ч. Д. Гибсон, Э. У. Кембл, Г. Пайл, Дж. Пеннелл, Ф. Ремингтон, А. Б. Фрост, Э. О. Эбби в США.
В кон. 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появление фотомеханич. репродукции) резко увеличила возможности И. (в т. ч. цветной), породив многообразие её техник: цинкография, автоцинкография, фототипия, автотипия и др.; в то же время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетич. единства И. с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совм. с У. Крейном); изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи творчеству О. Бёрдсли. В нач. 20 в. входят в моду раритетные малотиражные издания («éditions de luxe»), инициатором которых можно считать франц. арт-дилера А. Воллара; он привлёк к иллюстрированию книг П. Боннара, А. Дюнуайе де Сегонзака, Р. Дюфи, П. Пикассо, Ж. Руо и М. З. Шагала. Аналогичные издания в Великобритании иллюстрировали П. и Дж. Нэш, Э. Равиллиус, А. Ракем, Р. Уистлер, Б. Фридман и др.; в Италии – Ф. Де Писис. Индивидуальная интерпретация художником лит. текста приобретает в 20 в. всё большее значение; И. часто становится его свободным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность толкования. Таковы иллюстрации Б. Бюффе, С. Делоне-Терк, М. Дени, Ж. Дюбюффе, М. Лорансен, А. Майоля, А. Матисса, А. де Тулуз-Лотрека (Франция); Ф. Мазереля (Бельгия); X. Эрни (Швейцария); Р. Гуттузо, Дж. Де Кирико, Ф. Деперо, Ф. Клеричи, Дж. Манцу (Италия); Э. Барлаха, Г. Гроса, Л. Э. Кирхнера, В. Клемке, Л. Коринта, М. Слефогта, М. Эрнста (Германия); О. Кокошки, А. Кубина (Австрия); Э. Гросса, Э. Дюлака, У. Х. Робинсона, Э. Дж. Салливана, Р. Стидмана, Дж. Фарли (Великобритания); М. Алеша, Й. Лады, Й. Трнки (Чехия и Словакия); С. Выспяньского (Польша); А. В. Галлен-Каллелы (Финляндия); Р. Кента, Н. Рокуэлла (США).
В России ср.-век. рукописные книги также украшались миниатюрами, заставками, инициалами и т. д. С появлением книгопечатания в сер. 16 в. возникают первые печатные И. (Апостол, книга с орнаментальными И. и фронтисписом, напечатанная И. Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем в Москве, 1564), хотя традиция рукописной книги продолжалась вплоть до 20 в. (у старообрядцев). Осн. методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в России с 16–17 вв. была ксилография; в 1649 вышла первая рус. книга с 35 гравюрами на меди (переводной труд И. Я. фон Вальхаузена). В 1679–83 в т. н. Верхней типографии в Москве, основанной Симеоном Полоцким, было напечатано 6 книг, в т. ч. иллюстрированных С. Ф. Ушаковым (вероятно, он был автором рисунков, гравированных А. Трухменским). В кон. 17 – нач. 18 вв. мастерами иллюстрированной (лицевой) книги были Л. К. Бунин (создатель цельногравированных на меди книг) и В. А. Корень (ксилографич. Библия, 1692–96). Книги, иллюстрированные гравюрами на меди, были широко распространены на протяжении всего 18 в.
Среди рус. художников-иллюстраторов 1-й пол. – сер. 19 в. – А. А. Агин и Г. Г. Гагарин (по их рисункам гравюры для книг исполнял Е. Е. Бернардский), П. М. Боклевский, С. Ф. Галактионов, А. И. Лебедев, А. О. Орловский, Ф. П. Толстой, П. М. Шмельков. Расцвет книжной И. в России, решение сложных проблем декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности и стилистич. соответствия лит. тексту связаны с творчеством мастеров кон. 19 – нач. 20 вв. – В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Д. Н. Кардовского, Л. О. Пастернака, Е. Д. Поленовой, И. Е. Репина, Вал. А. Серова; большое внимание иск-ву И. уделяли художники «Мира искусства» – А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и близкие им Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, Н. П. Феофилактов, С. В. Чехонин.
В 1900–10-е гг. в противовес «эстетическому» отношению к книге в целом и к И. как таковой (свойственному мастерам модерна) развилось движение, вообще отрицавшее целесообразность И. и на первое место выдвигавшее задачи создания книги как единой визуальной системы, где содержание выявлялось бы одними лишь типографскими приёмами (движение «новой типографии», конструктивизм Л. М. Лисицкого). В 1-й четв. 20 в. издаются «авторские книги», где писатель и художник соединены в одном лице (книги В. Д. Бурлюка, Д. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, И. М. и К. М. Зданевичей, В. В. Кандинского, А. Е. Кручёных, К. С. Петрова-Водкина, В. Ф. Степановой, Е. В. Честнякова и др.). Однако создание иллюстративных циклов продолжало занимать важное место в книжной графике 20 в.
1920-е гг. – период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, В. П. Белкин, П. Я. Павлинов, М. И. Пиков), рисунка (Н. Н. Купреянов, Б. М. Кустодиев, Н. А. Тырса, художники группы «Мастера аналитического искусства»), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.). С этого времени развивается и многокрасочная И. детской книги (В. М. Ермолаева, В. Д. Замирайло, А. М. Каневский, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев). Ряд значит. рус. художников книги плодотворно работает в эмиграции (Ю. П. Анненков, В. Д. Бубнова, Д. Д. Бушен, Н. С. Гончарова, Б. Д. Григорьев, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, С. И. Шаршун и др.). Для сов. И. 1930-х – нач. 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологич. стороны повествования, к реалистич. достоверности образов, к созданию многолистных серий; нередко И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Среди мастеров книжной И. в России сер. 20 – нач. 21 вв. – В. Г. Бехтеев, Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, В. А. Ватагин, О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, И. С. Глазунов, А. Д. Гончаров, Д. А. Дубинский, Б. Е. Ефимов, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, В. А. Милашевский, М. П. Митурич, К. И. Рудаков, А. В. Фонвизин, Л. С. Хижинский, Д. А. Шмаринов.