Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ

Авторы: А. А. Сидоров
Иллюстрации (разворот) в романе «Гипнеротомахия Полифила» Ф. Колонны (Венеция, 1499).
Х. Хольбейн Младший. Рисунок на полях книги «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (Базель, 1515).

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio – ос­ве­ще­ние, на­гляд­ность), изо­бра­же­ние, со­про­во­ж­даю­щее, до­пол­няю­щее и на­гляд­но разъ­яс­няю­щее текст лит. или на­уч. про­из­ве­де­ния; раз­но­вид­ность изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств. Эво­лю­ция И. наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но про­сле­жи­ва­ет­ся в иск-ве гра­фи­ки и тес­но свя­за­на с ис­то­рией кни­ги. Вхо­дя в со­став кни­ги, га­зе­ты, жур­на­ла, И. (пред­став­лен­ная ри­сун­ка­ми, гра­вю­ра­ми, чер­те­жа­ми, фо­то­сним­ка­ми, ре­про­дук­ция­ми и т. п.) до­пол­ня­ет­ся де­ко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми оформ­ле­ния (за­став­ки, кон­цов­ки, ини­циа­лы и т. п.), ко­то­рые так­же мо­гут со­став­лять об­раз­ный ком­мен­та­рий к тек­сту. Ус­лов­но к И. мож­но от­не­сти разл. изо­бра­же­ния, соз­дан­ные на ос­но­ве лит. тек­стов, но не пред­на­зна­чен­ные не­по­сред­ст­вен­но для оформ­ле­ния кни­ги (напр., ра­бо­ты С. Да­ли и П. Пи­кас­со по мо­ти­вам ро­ма­на «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са; ри­сун­ки Вал. А. Се­ро­ва на те­мы ба­сен И. А. Кры­ло­ва и мн. др.).

Са­мые ран­ние со­хра­нив­шие­ся И. со­про­во­ж­да­ют тек­сты па­пи­рус­ных свит­ков Древ­не­го Егип­та. В свит­ках позд­ней ан­тич­но­сти (эл­ли­ни­сти­че­ских, др.-рим­ских и ран­не­ви­зан­тий­ских) изо­бра­же­ния вы­но­сят­ся в пус­тые про­стран­ст­ва ме­ж­ду стро­ка­ми или на по­ля. Роль И. из­ме­ня­ет­ся при фор­ми­ро­ва­нии тра­диц. ти­па лис­то­во­го ко­дек­са – изо­бра­же­ния в них не­ред­ко за­ни­ма­ют це­лую стра­ни­цу. Наи­бо­лее ран­ние кси­ло­гра­фич. И. по­яви­лись в Ки­тае в 6–7 вв., по­лу­чив осо­бое рас­про­стра­не­ние с 12 в.; в кон. 16 в. в Ки­тае воз­ни­ка­ет цвет­ная гра­вю­ра на де­ре­ве. Ус­лов­ные изо­бра­же­ния и ие­рог­ли­фич. зна­ки об­ра­зу­ют в кит. кси­ло­гра­фи­ях не­рас­тор­жи­мое един­ст­во. В Япо­нии книж­ная гра­фи­ка по­яв­ля­ет­ся в нач. 17 в., а её рас­цвет при­хо­дит­ся на 18 – нач. 19 вв.: Хи­си­ка­ва Мо­ро­но­бу, Суд­зу­ки Ха­ру­но­бу, Ки­та­га­ва Ута­ма­ро, Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай с лю­бо­вью пе­ре­да­ва­ли в И. всё бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие жи­во­го ми­ра.

В ср.-век. ру­ко­пис­ных кни­гах И. вы­пол­ня­лись в тех­ни­ке ми­ниа­тюр­ной жи­во­пи­си. В про­цес­се раз­ви­тия ру­ко­пис­ной кни­ги ми­ниа­тю­ра книж­ная ста­ла изы­скан­ным по тех­ни­ке са­мо­сто­ят. ви­дом иск-ва, ока­зав­шим зна­чит. влия­ние на ста­нов­ле­ние ран­них форм стан­ко­вой жи­во­пи­си. Но­во­го рас­цве­та дос­тиг­ла книж­ная И. в свя­зи с изо­бре­те­ни­ем И. Гу­тен­бер­гом кни­го­пе­ча­та­ния (1440–1450-е гг.). Осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют т. н. блоч­ные кни­ги (2-я пол. 15 в., пре­им. в Гер­ма­нии), где текст и И. к не­му вы­ре­за­лись на од­ной дос­ке; ино­гда текст к та­кой «кни­ге-кар­тин­ке» впи­сы­вал­ся от ру­ки. Ча­ще гра­ви­ро­ван­ные на де­ре­ве И. вклю­ча­лись в пе­чат­ную на­бор­ную кни­гу; они от­ли­ча­лись ла­ко­низ­мом обоб­щён­ных кон­ту­ров, гар­мо­ни­рую­щих с ри­сун­ком шриф­та (осо­бен­но изы­скан­ны про­из­ве­де­ния итал. кси­ло­гра­фов кон. 15 – нач. 16 вв.), и не­ред­ко рас­кра­ши­ва­лись от ру­ки.

С эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния И. всё ча­ще ста­но­вит­ся рав­но­знач­ной по от­но­ше­нию к тек­сту, за­ни­мая в кни­ге оди­на­ко­вое с ним ме­сто: стра­ни­ца гра­вю­ры не­ред­ко че­ре­ду­ет­ся со стра­ни­цей на­бо­ра (напр., Апо­ка­лип­сис с гра­вю­ра­ми на де­ре­ве А. Дю­ре­ра, 1498). В 1481 во Фло­рен­ции вы­шла «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Дан­те с гра­вю­ра­ми Б. Баль­ди­ни, вы­пол­нен­ны­ми по ри­сун­кам С. Бот­ти­чел­ли; в 1499 в Ве­не­ции из­да­тель-гу­ма­нист Ма­ну­ций Альд Стар­ший вы­пус­тил из­да­ние ал­ле­го­рич. ро­ма­на «Гип­не­ро­то­ма­хия По­ли­фи­ла» Ф. Ко­лон­ны, в ко­то­ром кон­тур­ные И. гар­мо­ни­че­ски со­от­вет­ст­во­ва­ли но­во­му ри­сун­ку шриф­та, об­ра­зуя с по­след­ним об­раз­ное един­ст­во. В не­ко­то­рых из­да­ни­ях 1490-х гг. од­ни и те же гра­вюры по­вто­ря­ют­ся в разл. мес­тах кни­ги – так, в «Кни­ге Хро­ник» Г. И. Ше­де­ля (из­да­ние А. Ко­бер­ге­ра в Нюрн­бер­ге, 1493; гра­вю­ры М. Воль­ге­му­та и В. Плей­ден­вур­фа) ус­лов­но вы­пол­нен­ный гор. вид обо­зна­ча­ет разл. го­ро­да, а изо­бра­же­ние не­кое­го бо­ро­да­то­го бюр­ге­ра вы­да­ёт­ся за порт­рет то­го или ино­го пи­са­те­ля. В це­лом для ре­нес­санс­ной И. ха­рак­тер­ны ли­не­ар­ная чёт­кость ком­по­зи­ций, изы­скан­ная про­сто­та и из­вест­ная ус­лов­ность об­раз­ных ре­ше­ний, по­сто­ян­ное ис­поль­зо­вание ал­ле­го­рич. и эмб­ле­ма­тич. де­та­лей (ти­пич­ное и для И. эпо­хи ба­рок­ко). Круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми И. эпо­хи позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния бы­ли так­же Й. Ам­ман, X. Баль­дунг, Х. Бур­гк­майр, Х. Вей­диц, Л. Кра­нах Стар­ший, X. Холь­бейн Млад­ший в Гер­ма­нии; У. Граф в Швей­ца­рии; Лу­ка Лей­ден­ский в Ни­дер­лан­дах; Ж. Дю­ве, Б. Са­ло­мон во Фран­ции; М. Рай­мон­ди в Ита­лии. Бе­ло­рус. пер­во­пе­чат­ник Ф. Ско­ри­на, из­да­вав­ший Биб­лию отд. вы­пус­ка­ми (1517–1519, в Пра­ге), од­ним из пер­вых обос­но­вал роль изо­бра­зи­тель­но-офор­ми­тель­ских эле­мен­тов кни­ги (за­ста­вок и др.), ут­вер­ждая, что вве­де­ние в пе­чат­ную кни­гу И. и де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов де­ла­ет­ся для «луч­ше­го ра­зу­ме­ния» чи­та­те­лем тек­ста.

С кон. 16 в. в И. пре­об­ла­да­ет тех­ни­ка гра­ви­ро­ва­ния на ме­ди. Ус­лож­нён­ность этой тех­ни­ки, круп­ные фор­ма­ты изо­бра­же­ний, тре­бую­щие скла­ды­ва­ния лис­тов, на ко­то­рых от­дель­но от на­бо­ра пе­ча­та­лись И. (вклеи­вае­мые за­тем в кни­гу), обу­слов­ли­ва­ют пол­ный от­рыв И. от тек­ста во мн. из­да­ни­ях 17 в.; напр., без тек­ста пуб­ли­ко­ва­лись голл. из­да­те­лем Н. И. Пис­ка­то­ром И. к Биб­лии, ко­то­рые ко­пи­ро­ва­лись ху­дож­ни­ка­ми мн. стран, в т. ч. Ук­раи­ны и Рос­сии. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось фрон­тис­пи­су, по­стро­ен­но­му на­по­до­бие ба­роч­ной три­ум­фаль­ной ар­ки. 17 в. – пе­ри­од бур­но­го рас­цве­та на­уч­ной И.; в сер. 17 в. впер­вые по­яв­ля­ют­ся дет­ские И. (в Анг­лии, за­тем во Фран­ции и Гер­ма­нии). Сре­ди мас­те­ров И. это­го вре­ме­ни – С. дел­ла Бел­ла, А. Тем­пе­ста, Дж. Фран­ко в Ита­лии; Ж. Кал­ло, К. де Пас­се во Фран­ции; П. П. Ру­бенс во Флан­д­рии; Р. де Хо­ге в Гол­лан­дии; М. Ме­ри­ан в Гер­ма­нии; Ф. Бар­лоу и Дж. Ме­ди­на в Анг­лии; В. Гол­лар в Че­хии; М. Я. и В. М. Во­щан­ка в Бе­ло­рус­сии.

Ф. Буше. Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия (Париж, 1742).

В 18 в. связь И. с кни­гой ста­но­вит­ся проч­нее. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет изы­скан­ная винь­ет­ка в ду­хе ро­ко­ко. Ху­дож­ни­ки, тон­ко рас­кры­вая взаи­мо­от­но­ше­ния лит. пер­со­на­жей, от­би­ра­ют гл. мо­мен­ты по­ве­ст­во­ва­ния, вы­яв­ля­ют их внутр. связь; раз­ви­ва­ет­ся прин­цип ил­лю­ст­ра­тив­ной се­рии (Ф. Бу­ше, Ю. Ф. Грав­ло, Ж. М. Мо­ро, Ш. Пер­сье, Г. де Сент-Обен, Ж. О. Фра­го­нар, Ш. Эйзен во Фран­ции; Р. Бент­ли, Ч. Гринь­он, М. Дар­ли, Дж. Стаббс в Ве­ли­ко­бри­тании; Г. Ф. Фю­гер, Д. Хо­до­вец­кий в Гер­ма­нии; Дж. Крес­пи, П. А. Но­вел­ли, Дж. Б. Пьяц­цет­та, Дж. Б. Тье­поло, Дж. Цок­ки в Ита­лии; Х. Ибар­ра, Х. дель Кас­ти­льо в Ис­па­нии). Англ. худ. У. Хо­гарт соз­да­вал ост­ро­са­ти­рические по­ве­ст­во­вательные се­рии, текст к ко­то­рым пи­сал­ся др. ав­то­ра­ми по­сле соз­да­ния изо­бра­же­ний.

Э. Делакруа. Иллюстрация к «Фаусту» И. В. Гёте (Париж, 1828).
У. Моррис. Разворот к 1-й главе собственной книги «Лес за пределами мира» (Хаммерсмит, 1894).

На ру­бе­же 18–19 вв. по­яв­ля­ют­ся бо­лее гиб­кие и де­шё­вые изо­бра­зит. сред­ст­ва – тор­цо­вая гра­вю­ра на де­ре­ве (по­ли­ти­паж), ли­то­гра­фия и хро­мо­ли­то­гра­фия; для 19 в. ха­рак­тер­ны как за­кон­чен­ные И. – ком­по­зи­ции на отд. лис­тах, так и бег­лые на­бро­ски в тек­сте. За­ме­ча­тель­ные об­раз­цы ес­теств.-на­уч. И. соз­да­ют в кон. 18 – нач. 19 вв. Т. Бьюик, Дж. Гулд в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Дж. Одю­бон в США. Ост­ро­са­ти­рич. зло­бо­днев­но­стью от­ме­че­ны И. мас­те­ров, тес­но свя­зан­ных с жур­наль­ной гра­фи­кой (напр., О. До­мье и Ж. Ж. Гран­виль во Фран­ции). Ху­дож­ни­ки эпо­хи ро­ман­тиз­ма (У. Дань­елл, Э. Кал­верт, Т. Ро­уленд­сон, У. Тёр­нер, Дж.Флак­смен в Ве­ли­ко­бри­та­нии; Э. Де­лак­руа, Ж. Жи­гу во Фран­ции; Л. Рих­тер в Гер­ма­нии) в сво­их И. про­ник­но­вен­но вос­соз­да­ют эмо­цио­наль­ную ат­мо­сфе­ру про­из­ве­де­ния, от­ра­жая ши­ро­кий диа­па­зон чувств – от мис­тич. эк­заль­тации до доб­ро­душ­но­го, фольк­лор­но­го юмо­ра; особ­ня­ком сто­ят фан­та­стич. ком­по­зи­ции У. Блей­ка к собств. со­чи­не­ни­ям.

Чрез­мер­ная ав­то­ном­ность книж­ной И. в 19 в. не­ред­ко вы­зы­ва­ла про­тес­ты отд. ав­то­ров (напр., Г. Фло­бе­ра), не же­лав­ших, что­бы ме­ж­ду их тек­ста­ми и чи­та­те­лем воз­ни­кал по­сред­ник-ху­дож­ник. И. к про­из­ве­де­ни­ям наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ав­то­ров за­час­тую из­да­ва­лись в ви­де от­дель­ных тет­ра­дей, ко­то­рые мож­но бы­ло объ­е­ди­нять в аль­бом. В Ве­ли­ко­бри­та­нии осо­бен­но тес­ным бы­ло со­труд­ни­че­ст­во Ч. Дик­кен­са с худ. X. Н. Брау­ном (псевд. Физ). Во Фран­ции пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки со­вме­ст­но соз­да­ва­ли ти­по­ло­гич. очер­ки («фи­зио­ло­гии»), ри­сую­щие по­рой ост­ро­са­ти­рич. об­ра­зы бур­жуа­зии и обы­ва­те­лей (О. До­мье в кон­так­те с О. де Баль­за­ком; П. Га­вар­ни и др.). Вы­даю­щи­ми­ся ил­лю­ст­ра­то­ра­ми лит. про­из­ве­де­ний бы­ли так­же Г. До­ре, Э. Мейс­со­нье, Т. Стейн­лен во Фран­ции; В. Буш, А. фон Мен­цель, А. Ре­тель в Гер­ма­нии; Э. К. Бёрн-Джонс, Дж. Крук­шанк, Дж. Мил­лес, У. Ни­кол­сон, Д. Г. Рос­сет­ти, Дж. Тен­ни­ел, Х. Том­сон в Ве­ли­ко­бри­та­нии; Ч. Д. Гиб­сон, Э. У. Кембл, Г. Пайл, Дж. Пен­нелл, Ф. Ре­минг­тон, А. Б. Фрост, Э. О. Эб­би в США.

А. Ракем. Иллюстрация к повести-сказке «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (Лондон, 1907).
А. Матисс. Титульный разворот книги «Джаз» (текст художника) (Париж, 1947).
О. Кокошка. Иллюстрация (титульный лист) к изданию собственной драмы «Убийца, надежда женщин» (Берлин, 1916).

В кон. 19 в. не­ог­ра­ни­чен­ная сво­бо­да ре­про­ду­ци­ро­ва­ния лю­бо­го изо­бра­же­ния (по­яв­ле­ние фо­то­ме­ха­нич. ре­про­дук­ции) рез­ко уве­ли­чи­ла воз­мож­но­сти И. (в т. ч. цвет­ной), по­ро­див мно­го­об­ра­зие её тех­ник: цин­ко­гра­фия, ав­то­цин­ко­гра­фия, фо­то­ти­пия, ав­то­ти­пия и др.; в то же вре­мя стан­ко­вый ха­рак­тер мно­гих И. при­во­дил к час­той ут­ра­те един­ст­ва И. и кни­ги в це­лом. К дос­ти­же­нию син­те­тич. един­ст­ва И. с шриф­том и ор­на­мен­таль­ны­ми эле­мен­та­ми оформ­ле­ния стре­мил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии У. Мор­рис (совм. с У. Крей­ном); изы­скан­но-де­ко­ра­тив­ная сти­ли­за­ция и тон­кое ощу­ще­ние плос­ко­сти лис­та при­су­щи твор­че­ст­ву О. Бёр­дс­ли. В нач. 20 в. вхо­дят в мо­ду ра­ри­тет­ные ма­ло­ти­раж­ные из­да­ния («éditions de luxe»), ини­циа­то­ром ко­то­рых мож­но счи­тать франц. арт-ди­ле­ра А. Вол­лара; он при­влёк к ил­лю­ст­ри­ро­ва­нию книг П. Бон­на­ра, А. Дю­ну­айе де Се­гонза­ка, Р. Дю­фи, П. Пи­кас­со, Ж. Руо и М. З. Ша­га­ла. Ана­ло­гич­ные из­да­ния в Ве­ли­ко­бри­та­нии ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли П. и Дж. Нэш, Э. Ра­вил­ли­ус, А. Ра­кем, Р. Уи­ст­лер, Б. Фрид­ман и др.; в Ита­лии – Ф. Де Пи­сис. Ин­ди­ви­ду­аль­ная ин­тер­пре­та­ция ху­дож­ни­ком лит. тек­ста при­об­ре­та­ет в 20 в. всё боль­шее зна­чение; И. час­то ста­но­вит­ся его сво­бод­ным ас­со­циа­тив­ным ак­ком­па­не­мен­том, до­пус­каю­щим мно­го­знач­ность тол­ко­ва­ния. Та­ко­вы ил­лю­ст­ра­ции Б. Бюф­фе, С. Де­ло­не-Терк, М. Де­ни, Ж. Дю­бюф­фе, М. Ло­ран­сен, А. Май­о­ля, А. Ма­тис­са, А. де Ту­луз-Лот­ре­ка (Фран­ция); Ф. Ма­зе­ре­ля (Бель­гия); X. Эр­ни (Швей­ца­рия); Р. Гут­ту­зо, Дж. Де Ки­ри­ко, Ф. Де­пе­ро, Ф. Кле­ри­чи, Дж. Ман­цу (Ита­лия); Э. Бар­ла­ха, Г. Гро­са, Л. Э. Кирх­не­ра, В. Клем­ке, Л. Ко­рин­та, М. Сле­фог­та, М. Эрн­ста (Гер­ма­ния); О. Ко­кош­ки, А. Ку­би­на (Ав­ст­рия); Э. Грос­са, Э. Дю­ла­ка, У. Х. Ро­бин­со­на, Э. Дж. Сал­ли­ва­на, Р. Стид­мана, Дж. Фар­ли (Ве­ли­ко­бри­та­ния); М. Але­ша, Й. Ла­ды, Й. Трнки (Че­хия и Сло­ва­кия); С. Вы­спянь­ско­го (Поль­ша); А. В. Гал­лен-Кал­ле­лы (Фин­лян­дия); Р. Кен­та, Н. Ро­ку­эл­ла (США).

К. А. Сомов. «Альков». Иллюстрация к «Книге маркизы» («Le Livre de la marquise») (Петроград, 1918).

В Рос­сии ср.-век. ру­ко­пис­ные кни­ги так­же ук­ра­ша­лись ми­ниа­тю­ра­ми, за­став­ка­ми, ини­циа­ла­ми и т. д. С по­яв­ле­ни­ем кни­го­пе­ча­та­ния в сер. 16 в. воз­ника­ют пер­вые пе­чат­ные И. (Апо­стол, кни­га с ор­на­мен­таль­ны­ми И. и фрон­тис­пи­сом, на­пе­ча­тан­ная И. Фё­до­ро­вым и П. Т. Мсти­слав­цем в Мо­ск­ве, 1564), хо­тя тра­ди­ция ру­ко­пис­ной кни­ги про­дол­жа­лась вплоть до 20 в. (у ста­ро­об­ряд­цев). Осн. ме­то­дом ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния и ор­на­мен­та­ции пе­чат­ной кни­ги в Рос­сии с 16–17 вв. бы­ла кси­ло­гра­фия; в 1649 вы­шла пер­вая рус. кни­га с 35 гра­вю­ра­ми на ме­ди (пе­ре­вод­ной труд И. Я. фон Валь­хау­зе­на). В 1679–83 в т. н. Верх­ней ти­по­гра­фии в Мо­ск­ве, ос­но­ван­ной Си­ме­о­ном По­лоц­ким, бы­ло на­пе­ча­та­но 6 книг, в т. ч. ил­лю­ст­ри­ро­ванных С. Ф. Уша­ко­вым (ве­ро­ят­но, он был ав­то­ром ри­сун­ков, гра­ви­ро­ван­ных А. Трух­мен­ским). В кон. 17 – нач. 18 вв. мас­те­ра­ми ил­лю­ст­ри­ро­ван­ной (ли­це­вой) кни­ги бы­ли Л. К. Бу­нин (соз­да­тель цель­но­гра­ви­ро­ван­ных на ме­ди книг) и В. А. Ко­рень (кси­ло­гра­фич. Биб­лия, 1692–96). Кни­ги, ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные гра­вю­ра­ми на ме­ди, бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на про­тя­же­нии все­го 18 в.

Г. И. Нарбут. Иллюстрация к басне «Ворона и курица» (в книге «1812 годв баснях Крылова») (С.-Петербург, 1912).
А. И. Кравченко. Иллюстрация к новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» С. Цвейга (Москва, 1936).

Сре­ди рус. ху­дож­ни­ков-ил­лю­ст­ра­то­ров 1-й пол. – сер. 19 в. – А. А. Агин и Г. Г. Га­га­рин (по их ри­сун­кам гра­вю­ры для книг ис­пол­нял Е. Е. Бер­нард­ский), П. М. Бок­лев­ский, С. Ф. Га­лак­тио­нов, А. И. Ле­бе­дев, А. О. Ор­лов­ский, Ф. П. Тол­стой, П. М. Шмель­ков. Рас­цвет книж­ной И. в Рос­сии, ре­ше­ние слож­ных про­блем де­ко­ра­тив­ной свя­зи И. и кни­ги, эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти и сти­ли­стич. со­от­вет­ст­вия лит. тек­сту свя­заны с твор­че­ст­вом мас­те­ров кон. 19 – нач. 20 вв. – В. М. Вас­не­цо­ва, М. А. Вру­бе­ля, Д. Н. Кар­дов­ско­го, Л. О. Пас­тер­на­ка, Е. Д. По­ле­но­вой, И. Е. Ре­пи­на, Вал. А. Се­ро­ва; боль­шое вни­ма­ние иск-ву И. уде­ля­ли ху­дож­ни­ки «Ми­ра ис­кус­ст­ва» – А. Н. Бе­нуа, И. Я. Би­либин, М. В. До­бу­жин­ский, Е. Е. Лан­се­ре, К. А. Со­мов и близ­кие им Д. И. Мит­ро­хин, Г. И. Нар­бут, Н. П. Фео­фи­лак­тов, С. В. Че­хо­нин.

В 1900–10-е гг. в про­ти­во­вес «эс­те­ти­че­ско­му» от­но­ше­нию к кни­ге в це­лом и к И. как та­ко­вой (свой­ст­вен­но­му мас­те­рам мо­дер­на) раз­ви­лось дви­же­ние, во­об­ще от­ри­цав­шее це­ле­со­об­раз­ность И. и на пер­вое ме­сто вы­дви­гав­шее за­да­чи соз­да­ния кни­ги как еди­ной ви­зу­аль­ной сис­те­мы, где со­дер­жа­ние вы­яв­ля­лось бы од­ни­ми лишь ти­по­граф­ски­ми приё­ма­ми (дви­же­ние «но­вой ти­по­гра­фии», кон­струк­ти­визм Л. М. Ли­сиц­ко­го). В 1-й четв. 20 в. из­да­ют­ся «ав­тор­ские кни­ги», где пи­са­тель и ху­дож­ник со­еди­не­ны в од­ном ли­це (кни­ги В. Д. Бур­лю­ка, Д. Д. Бур­лю­ка, Е. Г. Гу­ро, И. М. и К. М. Зда­неви­чей, В. В. Кан­дин­ско­го, А. Е. Кру­чё­ных, К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на, В. Ф. Сте­па­но­вой, Е. В. Че­ст­ня­ко­ва и др.). Од­на­ко соз­да­ние ил­лю­ст­ра­тив­ных цик­лов про­дол­жа­ло за­ни­мать важ­ное ме­сто в книж­ной гра­фи­ке 20 в.

В. М. Конашевич. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» Х. К. Андерсена (Ленинград, 1943).

1920-е гг. – пе­ри­од рас­цве­та кси­ло­гра­фии (В. А. Фа­вор­ский, А. И. Крав­чен­ко, В. П. Бел­кин, П. Я. Пав­ли­нов, М. И. Пи­ков), ри­сун­ка (Н. Н. Ку­прея­нов, Б. М. Кус­то­ди­ев, Н. А. Тыр­са, ху­дож­ни­ки груп­пы «Мас­те­ра ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва»), за­ро­ж­де­ния фо­то­мон­та­жа, по­яв­ле­ния эле­мен­тов пла­кат­но­сти в И. (А. М. Род­чен­ко и др.). С это­го вре­ме­ни раз­ви­ва­ет­ся и мно­го­кра­соч­ная И. дет­ской кни­ги (В. М. Ер­мо­лае­ва, В. Д. За­ми­рай­ло, А. М. Ка­нев­ский, В. М. Ко­на­ше­вич, В. В. Ле­бе­дев). Ряд зна­чит. рус. ху­дож­ни­ков кни­ги пло­до­твор­но ра­бо­та­ет в эмиг­ра­ции (Ю. П. Ан­нен­ков, В. Д. Буб­но­ва, Д. Д. Бу­шен, Н. С. Гон­ча­ро­ва, Б. Д. Гри­горь­ев, М. Ф. Ла­рио­нов, В. Н. Ма­сю­тин, С. И. Шар­шун и др.). Для сов. И. 1930-х – нач. 1950-х гг. ха­рак­тер­но стрем­ле­ние к пе­ре­да­че спе­ци­фи­ки пси­хо­ло­гич. сто­ро­ны по­ве­ст­во­ва­ния, к реа­ли­стич. дос­то­вер­но­сти об­ра­зов, к соз­да­нию мно­го­ли­ст­ных се­рий; не­ред­ко И. (уголь­ный или ка­ран­даш­ный ри­су­нок, ли­то­гра­фия) сбли­жа­ет­ся со стан­ко­вой гра­фи­кой. Сре­ди мас­те­ров книж­ной И. в Рос­сии сер. 20 – нач. 21 вв. – В. Г. Бех­те­ев, Д. С. Бис­ти, Ю. А. Вас­не­цов, В. А. Ва­та­гин, О. Г. Ве­рей­ский, С. В. Ге­ра­си­мов, И. С. Гла­зу­нов, А. Д. Гон­ча­ров, Д. А. Ду­бин­ский, Б. Е. Ефи­мов, Е. А. Киб­рик, Ку­кры­ник­сы, Н. В. Кузь­мин, Т. А. Мав­ри­на, В. А. Ми­ла­шев­ский, М. П. Ми­ту­рич, К. И. Ру­да­ков, А. В. Фон­ви­зин, Л. С. Хи­жин­ский, Д. А. Шма­ри­нов.

Лит.: Muther R. Die deutsche Buchillustra­tion der Gotik und Frührenaissance, 1460–1530. Münch., 1883–1884. Bd 1–2; Pollard A. W. Early illustrated books: A history of the decoration and illustration of books in the 15th and 16th centuries. L., 1917; Schramm A. Der Bil­derschmuck der Frühdrucke. Lpz., 1920–1943. Bd 1–23; Ты­ня­нов Ю. Н. Ил­лю­ст­ра­ции // Ты­ня­нов Ю. Н. Ар­хаи­сты и но­ва­то­ры. Л., 1929; Кузь­мин­ский К. С. Рус­ская реа­ли­сти­че­ская ил­лю­ст­ра­ция XVIII и XIX вв. М., 1937; Hofer P. Eighteenth-cen­tury book illu­strations. Los Ang., 1956; idem. Baroque book illustration. 2nd ed. Camb. (Mass.), 1970; Че­го­да­ев А. Д. Пу­ти раз­ви­тия рус­ской со­вет­ской книж­ной гра­фи­ки. М., 1955; он же. Рус­ская гра­фи­ка. 1928–1940. Ри­су­нок. Эс­тамп. Кни­га. М., 1971; Ис­кус­ст­во кни­ги. М., 1960–1987. Вып. 1–10; Па­хо­мов В. В. Книж­ное ис­кус­ст­во. М., 1961–1962. Кн. 1–2; Дмит­рие­ва Н. А. Изо­бра­же­ние и сло­во. М., 1962; Си­до­ров А. А. Ис­то­рия оформ­ле­ния рус­ской кни­ги. 2-е изд. М., 1964; Гон­ча­ров А. Д. Ху­дож­ник и кни­га. М., 1964; Bland D. A history of book illustration. 2nd ed. L., 1969; По­до­бе­до­ва О. И. О при­ро­де книж­ной ил­лю­ст­ра­ции. 2-е изд. М., 1973; Wakeman G. The pro­duc­tion of nine­teenth century colour illustra­tion. Loughbo­rough, 1976; Ля­хов В. Н. Ис­кус­ст­во кни­ги. М., 1978; Brenni V. J. Book illustra­tion and decoration: a guide to research. L., 1980; Le­wis J. N. C. The twentieth century book: its illustration and design. 2nd ed. L., 1984; From Manet to Hockney: modern artists’ illustrates books. L., 1985; Watt T. Cheap print and popu­lar piety, 1550–1640. 2nd ed. Camb., 1994.

Вернуться к началу