Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУДЗУ́КИ ХАРУНОБУ

Авторы: О. В. Чернова
Судзуки Харунобу. Гравюра из серии «Шесть рек в Томагава». 1766–67.

СУДЗУ́КИ Ха­ру­но­бу (наст. имя и фам. Ха­ру­но­бу Ход­зу­ми; псев­до­ни­мы: Тё­эй­кэн, Дзи­хэй, Дзи­ро­бэй, Си­код­зин) [1725(?), Эдо(?) – 1770, там же], япон. гра­фик. Обу­чал­ся у мас­те­ра те­ат­раль­ной гра­вю­ры (яку­ся-э) Ни­си­му­ра Си­гэ­на­га, у Хи­ра­га Гэн­най и Иси­ка­ва Тоё­но­бу. В 1764 на­пе­ча­тан ка­лен­дарь (эгоё­ми) к но­во­му го­ду с ил­лю­ст­ра­ция­ми С., ко­то­рые по­ло­жи­ли на­ча­ло ис­то­рии япон. цвет­ной кси­ло­гра­фии. Один из из­люб­лен­ных жан­ров С. – бид­зин-га («изо­бра­же­ния кра­са­виц»): «Де­вуш­ка с лу­ком» (1765), «В ке­ра­ми­че­ской лав­ке Кай­тэ-я» (ок. 1765), се­рия «Во­семь ви­дов по­все­днев­ных за­ня­тий» (1766), «Влюб­лён­ные в кус­тах ха­ги» (1766–67) и др. Ис­пол­нял ил­лю­ст­ра­ции [к ан­то­ло­гии «Сто зна­ме­ни­тых по­этов (13 в.)»], эро­тич. гра­вю­ры, в позд­ний пе­ри­од – сце­ны по­все­днев­ной жиз­ни Эдо, жан­ро­вые ком­по­зи­ции с об­раз­ами про­слав­лен­ных кра­са­виц («Осэн из чай­но­го до­ма Ка­ги-я», 1770, «Офуд­зи из Мо­то­яна­ги-я», 1768–70, и др.).

Лит.: Waterhouse D. B. Harunobu and his age; the development of colour printing in Japan. L., 1964; Ви­но­гра­до­ва Н. А. Ха­ру­но­бу. М., 2008; Noguchi Y., Inaga S. Harunobu. Tokyo, 2008.

Вернуться к началу