МАСЮ́ТИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСЮ́ТИН Василий Николаевич [29.1(10.2).1884, Рига – 25.11.1955, Берлин], рос. график, скульптор, историк искусства, писатель. Сын ген. Н. К. Масютина. Окончил Михайловское арт. уч-ще в С.-Петербурге; выйдя в отставку (1907), обучался в МУЖВЗ (1908–14) у С. В. Иванова и др. Участвовал в выставках «Венок» (1908, С.-Петербург), Моск. т-ва художников (1908–10, 1918), Союза русских художников (1911–18; чл. СРХ с 1914), в Междунар. выставке графики и печатного дела в Лейпциге (1914) и др. В 1914–16 был на действующем фронте. После Окт. революции 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников иск-ва и старины, преподавал в ГСХМ (проф. с 1918).
Творчество М., складывавшееся под влиянием зап.-европ. мастеров (от И. Босха и П. Брейгеля Старшего до Ф. Гойи, Ф. фон Штука, А. Бёклина, Ф. Ропса, А. Кубина), стоит особняком в рус. иск-ве. В его работах, особенно в ранних, исполненных в духе символизма, проявился интерес к изображению кошмаров, «бездны», населённой чудовищами, – в циклах офортов «Семь смертных грехов» (1907–08; новые варианты – 1917–18 и 1923), «Грех» (1909), «12 офортов» (1909–11). Создал серии, посвящённые обитателям трущоб и притонов (1913–14), «Вино, карты и женщины» и «В городе», ряд офортов на темы войны и революции («Победители», «1917-й год», «Манифестация» и др., 1917–18); работал в области книжной иллюстрации («Дон Жуан» Э. Т. А. Гофмана и др.) и портрета (А. С. Пушкин, автопортреты – 1910, 1912, и др., все – ксилографии).
В кон. 1920 эмигрировал в Ригу, с 1921 жил в Берлине, где сотрудничал с рус. издательствами. Его иллюстрации к изданиям рус. писателей (А. А. Блока, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, А. К. Толстого и др.), исполненные в технике ксилографии или литографии, отражают влияния кубизма и экспрессионизма. Занимался также прикладной графикой, живописью (портреты и натюрморты); оформил спектакль «Дворец пробуждается» по мотивам нар. сказок в труппе М. А. Чехова в Париже (1931). В июне 1945 арестован сов. властями и освобождён после 13 мес заключения в лагере Заксенхаузен. Среди последних работ – памятник М. И. Глинке на Рус. кладбище и скульптурное оформление здания посольства СССР (оба – в Берлине).
В лит. произведениях М. (романы «Царевна Нефрет» и «Дни творений», 1919–20, повесть «Двое» и др.) нашли отражение темы рока, несовпадения видимого и сущего; исполнил к ним иллюстрации (ксилографии). Опубликовал ряд статей, серию популярных монографий о европ. графиках. Его дочь – график Марина Васильевна Судлецкая-Масютина (1908–98), работавшая в Берлине и с 1962 в США.