Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАМИРА́ЙЛО

В. Д. Замирайло. «Ведьма». Акварель, карандаш. 1910. Русский музей (С.-Петербург).

ЗАМИРА́ЙЛО Вик­тор Дмит­рие­вич [12(24).11.1868, Чер­кас­сы Ки­ев­ской губ. – 2.10.1939, Пе­тер­гоф Ле­нингр. обл.], укр. и рос. гра­фик и жи­во­пи­сец. Учил­ся в Ки­ев­ской ри­со­валь­ной шко­ле (1881–86) у Н. И. Му­раш­ко. До 1895 жил в Кие­ве, в 1895–1903 и 1908–14 – в Мо­ск­ве, в 1904–07 и с 1914 – в Пет­ро­гра­де–Ле­нин­гра­де. В Кие­ве по­зна­ко­мил­ся и сбли­зил­ся с М. А. Вру­бе­лем, поль­зо­вал­ся его со­ве­та­ми; ув­ле­кал­ся так­же гра­фи­кой Ф. Гойи, Г. До­ре и Ж. Ж. Гран­ви­ля. При­ни­мал уча­стие в рес­тав­ра­ции Ки­рил­лов­ской ц. (1883–84) и рос­пи­си Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра (1885–90, по эс­ки­зам В. М. Вас­не­цо­ва и А. В. Пра­хо­ва); вы­пол­нил фре­ски в церк­ви Гу­сев­ско­го хру­сталь­но­го за­во­да (1895). Со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Мир ис­кус­ст­ва», «Лу­ко­мо­рье», «Жу­пел», в дет­ских жур­на­лах («Чиж» и др.); ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Н. В. Го­го­ля (1912–13), М. Ю. Лер­мон­то­ва (1913–14), А. Фран­са (1923), М. де Сер­ван­те­са (1925), кни­ги для де­тей. В жи­во­пи­си и стан­ко­вой гра­фи­ке раз­ра­ба­ты­вал сим­во­ли­ст­скую те­ма­ти­ку, трак­туя её в ска­зоч­но-фан­та­стич. клю­че, с по­вто­ряю­щи­ми­ся мо­ти­ва­ми сна, на­ва­ж­де­ния («Кол­дов­ст­во», 1907, ГТГ; «Ведь­ма», 1910, ГРМ; се­рия «Capric­ci», 1908–18, и др.). За­ни­мал­ся так­же сце­но­гра­фи­ей (эс­ки­зы де­ко­ра­ций для не­осу­ще­ст­в­лён­ной по­ста­нов­ки опе­ры «Де­мон» А. Г. Ру­бин­штей­на, 1919, и др.). Пре­по­да­вал в Пет­рогр. (Ле­нингр.) ху­дожественном ин-те фо­то­гра­фии и фо­то­ме­ха­ни­ки (1918–28), во Вху­теи­не (1925–1929).

Лит.: Эрнст С. В. За­ми­рай­ло. П., 1921; Вои­нов В. За­ми­рай­ло // Ут­рен­ни­ки. П., 1922. Кн. 2; Ива­нен­ко А. «Ска­зоч­ник стран­ный». В. Д. За­ми­рай­ло // Ис­кус­ст­во кни­ги. М., 1975. Вып. 8.

Вернуться к началу