Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРЕ́ ГЮСТАВ

Г. Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. Гравюра на деревепо рисунку художника. 1861 (1868).

ДОРЕ́ (Doré) Гюс­тав (Луи Огюст Гюс­тав) (6.1.1832, Страс­бург – 23.1.1883, Па­риж), франц. гра­фик, жи­во­пи­сец, скульп­тор. С 1847 жил в Па­ри­же и за­ра­ба­ты­вал на жизнь ри­со­ва­ни­ем, пуб­ли­куя ли­то­гра­фии в юмо­ри­стич. жур­на­лах Ш. Фи­ли­по­на («Journal pour rire» и др.), от­ме­чен­ные за­ни­ма­тель­но­стью сю­же­тов, мет­ко­стью ха­рак­те­ри­стик (цик­лы «Раз­ная пуб­ли­ка Па­ри­жа», «Па­риж­ский зве­ри­нец» и др.). Бу­ду­чи са­мо­уч­кой, Д. ис­пы­тал влия­ние Ж. Ж. Гран­ви­ля, не­ко­то­рое вре­мя по­се­щал мас­тер­скую А. Шеф­фе­ра (ок. 1849), изу­чал жи­во­пись в Лув­ре и гра­вю­ру в Национальной библио­теке. Ши­ро­кую из­вест­ность Д. при­несли ил­лю­ст­ра­ции к ро­ма­ну «Гар­ган­тюа и Пан­таг­рю­эль» Ф. Раб­ле (1854), пол­ные фан­та­зии и юмо­ра; в 1855 с его ри­сун­ка­ми бы­ли на­пе­ча­та­ны «Озор­ные рас­ска­зы» О. де Баль­за­ка. Ил­лю­ст­ри­ро­вал мн. про­из­ве­де­ния ми­ро­вой лит-ры: «Бо­же­ст­вен­ную ко­ме­дию» Дан­те (1861, 1868), «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са (1862–1863), «Сказ­ки» Ш. Пер­ро (1862), «По­те­рян­ный рай» Дж. Миль­то­на (1865–1866), «Бас­ни» Ж. Ла­фон­те­на (1867), так­же со­чи­не­ния Дж. Бай­ро­на, А. Дю­ма-от­ца, Ф. Р. де Ша­тоб­риа­на, В. Гю­го, А. Тен­ни­со­на, Э. По и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ра­бот – ил­лю­ст­ра­ции к Биб­лии (1864–66; см. ил­лю­ст­ра­ции в ст. Гра­вю­ра). В книж­ной гра­фи­ке Д. ро­ман­тич. трак­тов­ка сю­же­тов, не­ис­чер­пае­мая фан­та­зия под­кре­п­ля­ют­ся сме­ло­стью про­стран­ст­вен­ных по­строе­ний, дра­ма­тич. эф­фек­та­ми ос­ве­ще­ния; ис­пол­нен­ные им ри­сун­ки гра­ви­ро­ва­лись груп­пой мас­те­ров тор­цо­вой кси­ло­гра­фии. Не­смот­ря на не­ко­то­рый эк­лек­тизм ху­дож. язы­ка, ил­лю­ст­ра­ции Д. со­хра­ня­ют по­пу­ляр­ность и про­дол­жа­ют пе­ре­из­да­вать­ся.

Д. соз­дал так­же мно­го ра­бот на те­мы из жиз­ни со­вре­мен­ных ему Па­ри­жа и Лон­до­на, от­ме­чен­ных ост­ро­той со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки и не­при­яти­ем уродств ур­ба­низ­ма (по мо­ти­вам од­ной из его гра­вюр на­пи­са­на кар­ти­на «Про­гул­ка за­клю­чён­ных» В. Ван Го­га, 1890, ГМИИ). Ра­бо­тал в тех­ни­ке офор­та, за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью (гран­ди­оз­ные по­лот­на на ис­то­рич. и ре­лиг. те­мы, пей­за­жи) и скульп­ту­рой (ав­тор па­мят­ни­ка А. Дю­ма-от­цу в Па­ри­же, брон­за, 1882–83). На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1861).

Лит.: Valmy-Baysse J. G. Doré. P., 1930; Leb­lanc H. Catalogue de l’œuvre complet de G. Do­ré. P., 1931. Mansfield, 2002; Farner K. G. Do­ré. Dresden, 1963. Vol. 1–2; Вар­шав­ский Л. Г. До­ре. М., 1966; Gosling N. G. Do­ré. L., 1973; Дья­ков Л. Г. До­ре. М., 1983; Re­non­ci­at A. La vie et l’œuvre de G. Doré. P., 1983; Kaenel Ph. Le métier d’illustrateur, 1830–1880. R. Töppfer, J. J. Grandville, G. Do­ré. 2 éd. Gen., 2005.

Вернуться к началу