ГУТТУ́ЗО РЕНАТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУТТУ́ЗО (Guttuso) Ренато [26.12.1911 (официально зарегистрированная дата рождения – 2.1.1912), Багерия, близ Палермо – 18.1.1987, Рим], итал. живописец; поч. чл. АХ СССР (1962). Учился у художника-футуриста П. Риццо в Палермо (с 1928); посещал ун-т. С 1931 жил в Риме, также в Милане. В 1938 стал одним из основателей ж. «Corrente» и одноим. группировки художников-антифашистов. В работах Г. с кон. 1930-х гг. проявилась социально-политич. направленность (написанная под впечатлением казни Ф. Гарсии Лорки картина «Казнь в сельской местности», 1939; «Бегство с Этны», 1940; «Распятие», 1940–41; все – Нац. галерея совр. иск-ва, Рим). В 1943–45 участник Движения Сопротивления; создал серию антивоенных рисунков «Gott mit uns!» (1944). В 1946 Г. стал инициатором создания объединения «Новый фронт искусств», после его распада возглавил группировку представителей неореализма. Стиль Г. сложился в результате ассимиляции опыта экспрессионизма, кубизма, изучения мастеров 19 в. (Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойи, О. Домье, Г. Курбе). В его многофигурных полотнах динамичность сцен сочетается с выразительностью индивидуальных характеристик («Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии», 1948–50, АХ, Берлин; «Битва у моста Аммиральо», 1951–52, собрание Фельтринелли, Милан). Особая энергетика композиции достигается плотным заполнением пространства массивными, рельефно прорисованными формами, высокой цветонасыщенностью. В сер. 1950-х гг. серию картин посвятил горнякам Сицилии («Серные копи», 1955, Центр культуры, Кортина д’Ампеццо, и др.); Г. применил здесь принцип «монтажа кадров», сливающихся в единый пространственный поток, который использовал и в работах на темы жизни совр. города. С кон. 1950-х гг. в живописи Г. пространство складывается из пересекающихся перспектив со множеством точек схода, что позволяет художнику, как при съёмках движущейся камерой, приближать и отдалять фигуры, менять угол зрения, «вводить в фокус» заголовки газет, листовок («Дискуссия», 1959–1960, галерея Тейт, Лондон; «Толпа», 1960, Эрмитаж, С.-Петербург; «Похороны П. Тольятти», 1972, Галерея совр. иск-ва, Болонья). Исполнял портреты («Рокко с сыном», 1960, Эрмитаж, С.-Петербург; писатель А. Моравиа, 1982, частное собрание, Рим; «Человек, пересекающий площадь», 1958, ГМИИ). В поздних работах совр. тематика дополняется реминисценциями из классич. иск-ва («Кафе "Греко"», 1976, Музей Людвига, Кёльн). Занимался также печатной графикой и сценографией.