БИЛИ́БИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИЛИ́БИН Иван Яковлевич [4(16).8.1876, поc. Тарховка, близ С.-Петербурга – 7.2.1942, Ленинград], рос. график и сценограф. Учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та (до 1900) и одновременно в Рисовальной школе ОПХ (1895–98), в 1898 – в школе А. Ажбе в Мюнхене, затем у И. Е. Репина в мастерской М. К. Тенишевой (1898–1900) и петерб. АХ (до 1904). Член худож. объединений «Мир искусства» (с 1900) и Союз русских художников (1903–10; один из учредителей).
Б. – единственный из «мирискусников», ограничивший своё творчество рус. тематикой. Изучал др.-рус. архитектуру и крестьянское нар. творчество (во время посещений Великого Новгорода, Ростова Великого, Рус. Севера в 1902–04), использовал свои впечатления в известных иллюстрированных изданиях (с 1899) рус. нар. сказок («Василиса Прекрасная», «Финист Ясный Сокол», «Царевна-лягушка» и др.) и сказок А. С. Пушкина. В них Б. разработал особый тип книжного дизайна (в технике рисунка тушью, подцвеченной акварелью), творчески развивающий традиции др.-рус. узорочья и книжной миниатюры, рус. лубка, также и япон. ксилографии 18–19 вв.; он стал одним из эталонов неорусского стиля. Несмотря на свой эстетич. национализм, Б. придерживался антимонархич. настроений, ярко выразившихся в его карикатурах 1905–06 (в журналах «Жупел» и «Адская почта»). Лучшие из театральных работ Б. (с 1904) – оформление сказочных опер Н. А. Римского-Корсакова («Снегурочка», 1904, Нац. театр, Прага; «Золотой петушок», 1909, Опера С. И. Зимина, Москва; «Садко», 1914, Нар. дом, С.-Петербург, и др.); также костюмы для оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (для Русских сезонов в Париже, 1908).
В 1920 эмигрировал из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, путешествовал по Египту, Сирии и Палестине (исполнил много пейзажей с натуры); в 1925 переехал в Париж. За рубежом, помимо книжных и театральных работ (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1930, Рус. опера, Париж; балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1931, театр «Колон», Буэнос-Айрес; спектакли труппы А. П. Павловой и др.), создавал красочные панно для частных домов, эскизы фресок и мозаик – для сир. православного храма в Александрии (1925) и храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге (1926–28). Украсив сов. посольство в Париже патриотич. панно «Микула Селянинович» (1935–36), Б. вернулся в Ленинград, где по-прежнему выступал как художник театра и книги (костюмы и декорации оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в ГАТОБ, 1937; иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», 1938–39; неоконч. цикл иллюстраций к рус. былинам). Преподавал в школе ОПХ (1907–17), ИЖСА (проф. с 1936).