ГУРО́ ЕЛЕНА ГЕНРИХОВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУРО́ Елена (Элеонора) Генриховна [18(30).5.1877, С.-Петербург – 23.4(6.5).1913, пос. Усикирко Выборгской губ., Финляндия], рус. писательница, живописец, график. Училась в Рисовальной школе ОПХ (с 1890), занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского (1903–05), училась в Школе рисования и живописи Е. Н. Званцевой (1906–07) у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. Как писательница дебютировала в 1905 рассказом «Ранняя весна». В 1908 Г. вместе с мужем, М. В. Матюшиным, участвовала в «Выставке совр. течений в иск-ве», после которой сблизилась с В. Д. Бурлюком, Д. Д. Бурлюком, В. В. Каменским, В. Хлебниковым. Была одним из организаторов об-ва художников «Союз молодёжи» (1909), участвовала (как художник и писатель) в одноим. сборнике (1913, вместе с др. членами содружества поэтов «Гилея»); стихи и проза Г. были помещены в футуристич. сб-ках «Садок судей» (1910, 1913). При жизни Г. вышли два её сб-ка, включавших стихи, прозу и пьесы, которые она сама проиллюстрировала: «Шарманка» (1909, совм. с Матюшиным), «Осенний сон» (1912). Посмертно в 1913 был опубликован сб. «Трое», посвящённый памяти Г., в который вошли произведения Г., Хлебникова и А. Е. Кручёных, а в 1914 – сб. «Небесные верблюжата», иллюстрированный рисунками Г. и включающий фрагменты из её дневников. Импрессионистич. стиль лит. произведений Г. отразил влияние символистов, прозы А. М. Ремизова. В своём худож. творчестве прошла через увлечение неоимпрессионизмом. Для живописных произведений Г., традиционных в жанровом отношении, характерно цветовое экспериментаторство, оказавшее влияние на часть художников рус. авангарда («Чаепитие», ок. 1910, КГ, Орёл; «Осенний сон», 1911, частное собрание, Москва; «Портрет М. В. Матюшина со скрипкой», ок. 1912). Открытия Г. легли в основу теории цветоведения, разработанной впоследствии Матюшиным. Много работала в области графики, иллюстрировала книги («Бабушкины сказки» Жорж Санд, 1905).