РЕ́МИЗОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́МИЗОВ Алексей Михайлович [24.6 (6.7).1877, Москва – 26.11.1957, Париж], рус. писатель. Из купеческого рода. Окончив Александровское коммерч. уч-ще, в 1895 поступил вольнослушателем на естеств. отделение физико-математич. факультета Моск. ун-та. В 1896 арестован за участие в студенч. демонстрации, осуждён, неск. лет провёл в ссылке в Пензе, Усть-Сысольске и Вологде (здесь же в 1903 женился на С. П. Довгелло). В 1903–04 жил на Юге России (Херсон, Одесса, Киев и др.), служил зав. репертуаром Т-ва новой драмы под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1905 переехал в С.-Петербург, работал в ж. «Вопросы жизни»; сблизился с В. В. Розановым, А. А. Блоком, З. Н. Гиппиус и др.
Дебютировал в печати в 1902. Первые книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе 1907), объединившие переложения нар. сказок, преданий, апокрифов и представлявшие собой попытку преображения фольклорного и др.-рус. «материала» в модернистском ключе, обнаружили связи поэтики Р. с младосимволизмом, в частности с теорией «соборного иск-ва» Вяч. И. Иванова. В романах («Пруд», «Часы», оба 1908) и повестях («Крестовые сёстры», 1910; «Пятая язва», 1912) выразилось трагич. миросозерцание Р., близкое к философии экзистенциализма. В пьесах «Бесовское действо над некиим мужем» (пост. в 1907, реж. Ф. Ф. Комиссаржевский, декорации М. В. Добужинского), «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1909), «Действо о Георгии Храбром» (1910), «Царь Максимилиан» (1919) Р. дал свой вариант «новой драмы», синтезировав древний миф, элементы ср.-век. мистерии и театральный язык нач. 20 в.
Окт. революцию 1917 не принял («Слово о погибели русской земли», 1917), хотя в 1918–21 работал в театральных учреждениях Петрограда, активно печатался в проэсеровских газетах, публиковал книги. В 1921 покинул Россию, в 1921–23 жил в Берлине, затем в Париже. На рубеже 1910–20-х гг. поэтика Р. претерпевает изменения, приобретая эксперим., авангардный характер, что наиболее отчётливо отразилось в романе-хронике революц. лет «Взвихрённая Русь» (1927). В 1930–50-е гг. написаны произведения, составившие своеобразную автобиографич. эпопею: «Подстриженными глазами» (1951) о детстве, «Иверень» (опубл. в 1986) о времени ссылки и скитаний, «Встречи. Петербургский буерак» (опубл. частично в 1981) о петерб. периоде, «Мышкина дудочка» (1953), «Учитель музыки» (опубл. в 1983) о жизни в эмиграции. С поэтикой сюрреализма перекликается книга «снов» «Мартын Задека» (1954). Эстетич. завещанием Р. стал сб. статей «Огонь вещей» (1954) о роли сновидений в худож. лит-ре (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и др.), который как бы замыкает лит.-филос. эссеистику Серебряного века, посвящённую рус. классике. Памятники рус. и зарубежной лит-ры переосмыслены в свете трагич. истории 20 в. в цикле «Легенды в веках»: «Савва Грудцын» (1951), «Бова Королевич» (1957), «Тристан и Исольда» (1957) и др. Был одарённым рисовальщиком, создал серии рисунков к собств. произведениям. Творчество Р., отмеченное стремлением к поиску новых средств синтаксич. и лексич. выразительности за счёт обращения к языку рус. книг 17 в., к диалектным и простонародным формам, оказало значит. влияние на стиль прозы Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина, Л. М. Леонова, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.