ГОНЧАРО́ВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОНЧАРО́ВА Наталия Сергеевна [21.6 (3.7).1881, с. Ладыжино (по др. сведениям, с. Нагаево) Тульской губ. – 17.10.1962, Париж], рос. живописец, график, сценограф. Двоюродная правнучка Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. Училась в МУЖВЗ (с 1901) как скульптор у С. М. Волнухина, П. П. Трубецкого, живописи у К. А. Коровина, однако с 1903, почти порвав с училищем, стала работать под руководством своего мужа, М. Ф. Ларионова, а затем самостоятельно. Г. – один из организаторов моск. выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914); была экспонентом выставок «Мира искусства» (1911–13), мюнхенского объединения «Синий всадник», «Второй выставки постимпрессионистов» в Лондоне (обе 1912) и др.
В 1905–06 исполняла гор. пейзажи пастелью (ГМИИ). Ко 2-й пол. 1900-х гг. относится её увлечение П. Гогеном (тетраптих «Сбор плодов», 1908, ГРМ). Нач. 1910-х гг. – наивысший подъём станкового творчества Г., отмеченный увлечением иск-вом примитива (архаичными культурами, «каменными бабами», старообрядч. лубками), а также иконами, инд. и перс. миниатюрой (в 1913 написала предисловие к выставке лубков в Москве). Г. создаёт композиции на религ. тематику («Венчание Богоматери», ГТГ, скопированное с церковного лубка), циклы на темы из Апокалипсиса, выполненные в лаконичной цветовой гамме: «Сбор винограда» и «Жатва», использовавшие раннехристианскую символику, тетраптих «Евангелисты» (1911, ГРМ). В 1913–14 Г., вслед за М. Ф. Ларионовым, работает в стилистике лучизма («Лучистый лес. Жёлтое и зелёное», Гос. галерея, Штутгарт, и др.) и футуризма («Велосипедист», 1913, ГРМ). В канун 1-й мировой войны Г. выражает свои тревожные предощущения в картинах на темы совр. действительности с её машинной цивилизацией («Фабрика», 1912, ГРМ); разразившаяся война нашла отражение в серии литографий «Мистические образы войны» (1914). Исполняла также портреты («Автопортрет с жёлтыми лилиями», 1907; П. Верлена, 1909, оба – ГТГ; и др.), иллюстрации для ж. «Золотое руно» (1908–09) и «футуристических книжек» (в т. ч. «Игра в аду» А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова, 1912).
В театре Г. работала с кон. 1900-х гг. («Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя, 1909, студия К. Крахта; «Веер» К. Гольдони, 1915, совм. с М. Ф. Ларионовым, Камерный театр; оба – в Москве). Мировую известность принесло ей сотрудничество с труппой Русский балет Дягилева. В 1914 в её декорациях и костюмах в Париже поставлена опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (в виде балета с пением). Покинув в 1915 Россию, Г. вместе с Ларионовым работала в Швейцарии, Испании и Италии, с 1917 обосновалась в Париже, где достиг расцвета её дар декоратора сцены. Оформила в разл. труппах ок. 30 балетов, в т. ч. «Литургия» (1915–16; не поставлен), «Подводное царство» («Садко») на муз. Римского-Корсакова (1916); «Свадебка» (1923) и «Жар-птица» (1926) И. Ф. Стравинского; «Ночь на Лысой горе» на муз. М. П. Мусоргского (1924), «На Днепре» С. С. Прокофьева (1932; костюмы), «Богатыри» на муз. А. П. Бородина (1938). Сценография Г. отмечена стихийной мощью и яркой красочностью, иногда рус.-вост. пышностью. Продолжала иллюстрировать книги («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1922; «Слово о полку Игореве», 1923, и др.); станковое творчество Г. франц. периода становится менее интересным. В 1928 познакомилась с М. И. Цветаевой, которая посвятила Г. большое эссе (1929). С 1950-х гг. в Европе и США возродился интерес к наследию Г. и Ларионова как основоположников рус. авангардизма.