Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНЧАРО́ВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Авторы: Г. Г. Поспелов
Н. С. Гончарова. «Рыбная ловля». 1909. Собрание Тиссен-Борнемиса (Мадрид).

ГОНЧАРО́ВА На­та­лия Сер­ге­ев­на [21.6 (3.7).1881, с. Ла­ды­жи­но (по др. све­де­ни­ям, с. На­гае­во) Туль­ской губ. – 17.10.1962, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. Двою­род­ная пра­внуч­ка Н. Н. Гон­ча­ро­вой-Пуш­ки­ной. Учи­лась в МУЖВЗ (с 1901) как скульп­тор у С. М. Вол­ну­хи­на, П. П. Тру­бец­ко­го, жи­во­пи­си у К. А. Ко­ро­ви­на, од­на­ко с 1903, поч­ти по­рвав с учи­ли­щем, ста­ла ра­бо­тать под ру­ко­во­дством сво­его му­жа, М. Ф. Ла­рио­но­ва, а за­тем са­мо­стоя­тель­но. Г. – один из ор­га­ни­за­то­ров моск. вы­ставок «Буб­но­вый ва­лет» (1910), «Ос­ли­ный хвост» (1912), «Ми­шень» (1913) и «№ 4. Фу­ту­ри­сты, лу­чи­сты, при­ми­тив» (1914); бы­ла экс­по­нен­том вы­ста­вок «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (1911–13), мюн­хен­ско­го объ­е­ди­не­ния «Си­ний всад­ник», «Вто­рой вы­став­ки пост­им­прес­сио­ни­стов» в Лон­до­не (обе 1912) и др.

Н. С. Гончарова. Эскиз декорациик опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова для труппы Русский балет Дягилева. 1914.

В 1905–06 ис­пол­ня­ла гор. пей­за­жи па­с­те­лью (ГМИИ). Ко 2-й пол. 1900-х гг. от­но­сит­ся её ув­ле­че­ние П. Го­ге­ном (тет­рап­тих «Сбор пло­дов», 1908, ГРМ). Нач. 1910-х гг. – наи­выс­ший подъ­ём стан­ко­во­го твор­че­ст­ва Г., от­ме­чен­ный ув­ле­че­ни­ем иск-вом при­ми­ти­ва (ар­ха­ич­ны­ми куль­ту­ра­ми, «ка­мен­ны­ми ба­ба­ми», ста­ро­об­рядч. луб­ка­ми), а так­же ико­на­ми, инд. и перс. ми­ниа­тю­рой (в 1913 на­пи­са­ла пре­ди­сло­вие к вы­став­ке луб­ков в Мо­ск­ве). Г. соз­да­ёт ком­по­зи­ции на ре­лиг. тематику («Вен­ча­ние Бо­го­ма­те­ри», ГТГ, ско­пи­ро­ван­ное с цер­ков­но­го луб­ка), цик­лы на те­мы из Апо­ка­лип­си­са, вы­пол­нен­ные в ла­ко­нич­ной цве­то­вой гам­ме: «Сбор ви­но­гра­да» и «Жат­ва», ис­поль­зо­вав­шие ран­не­хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку, тет­рап­тих «Еван­ге­ли­сты» (1911, ГРМ). В 1913–14 Г., вслед за М. Ф. Ла­рио­но­вым, ра­бо­та­ет в сти­ли­сти­ке лу­чиз­ма («Лу­чи­стый лес. Жёл­тое и зе­лё­ное», Гос. га­ле­рея, Штут­гарт, и др.) и фу­туриз­ма («Ве­ло­си­пе­дист», 1913, ГРМ). В ка­нун 1-й ми­ро­вой вой­ны Г. вы­ра­жа­ет свои тре­вож­ные пре­до­щу­ще­ния в кар­ти­нах на те­мы совр. дей­ст­ви­тель­но­сти с её ма­шин­ной ци­ви­ли­за­ци­ей («Фаб­ри­ка», 1912, ГРМ); раз­ра­зив­шая­ся вой­на на­шла от­ра­же­ние в се­рии ли­то­гра­фий «Мис­тиче­ские об­ра­зы вой­ны» (1914). Ис­пол­ня­ла так­же порт­ре­ты («Ав­то­порт­рет с жёл­ты­ми ли­лия­ми», 1907; П. Вер­ле­на, 1909, оба – ГТГ; и др.), ил­лю­ст­ра­ции для ж. «Зо­ло­тое ру­но» (1908–09) и «фу­ту­ри­сти­че­ских кни­жек» (в т. ч. «Иг­ра в аду» А. Е. Кру­чё­ных и В. В. Хлеб­ни­ко­ва, 1912).

В те­ат­ре Г. ра­бо­та­ла с кон. 1900-х гг. («Свадь­ба Зо­беи­ды» Г. фон Гоф­ман­сталя, 1909, сту­дия К. Крах­та; «Ве­ер» К. Голь­до­ни, 1915, совм. с М. Ф. Ла­рио­но­вым, Ка­мер­ный те­атр; оба – в Мо­ск­ве). Ми­ро­вую из­вест­ность при­нес­ло ей со­труд­ни­че­ст­во с труп­пой Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. В 1914 в её де­ко­ра­циях и кос­тю­мах в Па­ри­же по­став­ле­на опе­ра «Зо­ло­той пе­ту­шок» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (в ви­де ба­ле­та с пе­ни­ем). По­ки­нув в 1915 Рос­сию, Г. вме­сте с Ла­рио­но­вым ра­бо­та­ла в Швей­ца­рии, Ис­па­нии и Ита­лии, с 1917 обос­но­ва­лась в Па­ри­же, где дос­тиг рас­цве­та её дар де­ко­ра­то­ра сце­ны. Офор­ми­ла в разл. труп­пах ок. 30 ба­ле­тов, в т. ч. «Ли­тур­гия» (1915–16; не по­став­лен), «Под­вод­ное цар­ст­во» («Сад­ко») на муз. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1916); «Сва­деб­ка» (1923) и «Жар-пти­ца» (1926) И. Ф. Стра­вин­ско­го; «Ночь на Лы­сой го­ре» на муз. М. П. Му­сорг­ско­го (1924), «На Дне­пре» С. С. Про­кофь­е­ва (1932; кос­тю­мы), «Бо­га­ты­ри» на муз. А. П. Бо­ро­ди­на (1938). Сце­но­гра­фия Г. от­ме­че­на сти­хий­ной мо­щью и яр­кой кра­соч­но­стью, ино­гда рус.-вост. пыш­но­стью. Про­дол­жа­ла ил­лю­ст­ри­ро­вать кни­ги («Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» А. С. Пуш­ки­на, 1922; «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве», 1923, и др.); стан­ковое твор­че­ст­во Г. франц. пе­рио­да ста­но­вит­ся ме­нее ин­те­рес­ным. В 1928 по­зна­ко­ми­лась с М. И. Цве­тае­вой, ко­то­рая по­свя­ти­ла Г. боль­шое эс­се (1929). С 1950-х гг. в Ев­ро­пе и США воз­ро­дился ин­те­рес к на­сле­дию Г. и Ла­рио­но­ва как ос­но­во­по­лож­ни­ков рус. аван­гар­диз­ма.

Соч.: Radiantismo. Roma, 1917 (en coop. avec M. Larionov); Les ballets russes. S. de Dia­ghilev et la décoration théâtrale. Belvès, 1955 (en coop. avec M. Larionov, P. Vorms); Вос­по­ми­на­ния о по­ста­нов­ке ба­ле­та «На Бо­рис­фе­не» // М. Ла­рио­нов. Н. Гон­ча­ро­ва. Па­риж­ское на­сле­дие в Треть­я­ков­ской га­ле­рее. Гра­фи­ка, те­атр, кни­га, вос­по­ми­на­ния. М., 1999.

Лит.: Эган­бю­ри Эли. Н. Гон­ча­ро­ва. М. Ла­рио­нов. М., 1913; Loguine T. Gontcharova et Larionov. Cinquante ans à Saint Germain-de-Près… P., 1971; Chamot M. Gontcharova. P., 1972; idem. Gontcharova. Stage designs and paintings. L., 1979; М. Ла­рио­нов. Н. Гон­ча­ро­ва. А. Шев­чен­ко. Об ис­кус­ст­ве. Из ар­хи­ва рус­ско­го аван­гар­да. Л., 1989; По­спе­лов Г. Г. «Буб­но­вый ва­лет»… М., 1990; он же. На­след­ст­во Гон­ча­ро­вой и Ла­рио­но­ва // На­ше на­сле­дие. 1990. № 1; Н. Гон­ча­ро­ва, М. Ла­рио­нов: Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1995; N. Gon­t­charova, M. Larionov. (Cat.). P., 1995; М. Ла­рио­нов. Н. Гон­ча­ро­ва. Ше­дев­ры из па­риж­ско­го на­сле­дия. Жи­во­пись. (Кат. вы­став­ки). М., 1999; Н. Гон­ча­ро­ва: го­ды в Рос­сии. СПб., 2002; Цве­ты и гон­чар­ня: Пись­ма М. Цве­тае­вой к Н. Гон­ча­ро­вой. 1928–1932. М. Цве­тае­ва. Н. Гон­ча­ро­ва: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 2006.

Вернуться к началу