ЛУЧИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУЧИ́ЗМ, направление в рус. авангардизме нач. 20 в. Его основоположником был М. Ф. Ларионов, разработавший в 1912–1915 теорию Л. как одного из первых опытов абстракционизма (манифест «Лучизм», ст. «Лучистая живопись» в сб. «"Ослиный хвост" и "Мишень"»; манифест «Лучисты и будущники», подписанный группой художников; все – 1913). Находясь под впечатлением идей итал. футуризма, Ларионов пытался представить Л. как итог всего предшествующего развития иск-ва; задачей живописи, по его мнению, было изображение не самих предметов, а исходящей от них «суммы лучей» («стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отражённых лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника»).
Приёмы Л. в творчестве самого М. Ф. Ларионова претерпели значит. эволюцию. Этап раннего («реалистического») Л. (1912) сохраняет элементы фигуративности. В 1912–14 появляются сугубо беспредметные «лучистые» композиции. Следующая стадия – «пневмолучизм», или «лучизм концентрированный», которому не даётся подробного теоретич. обоснования; произведениям этого периода свойственны более свободная живописность и спонтанность. С 1915 в стилистике Л. художник создаёт также беспредметные рельефы (из фарфоровых черепков, золотой и цветной бумаги и пр.) и объёмные композиции (из лучинок, палок, верёвок и др.); приёмы лучизма он использовал в сценографии до нач. 1920-х гг. («пространственно-кинетический лучизм»). Идеи Л. разделяли Н. С. Гончарова, Т. Н. Богомазов, К. М. Зданевич, М. В. Ледантю, С. М. Романович, В. А. Оболенский, А. В. Шевченко; влияние Л. испытали А. Д. Древин и В. Е. Татлин.