Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУЧИ́ЗМ

Авторы: С. М. Грачёва
Лучизм. М. Ф. Ларионов. «Петух (Лучистый этюд)». 1912. Третьяковская галерея (Москва).

ЛУЧИ́ЗМ, на­прав­ле­ние в рус. аван­гар­диз­ме нач. 20 в. Его ос­но­во­по­лож­ни­ком был М. Ф. Ла­рио­нов, раз­ра­бо­тав­ший в 1912–1915 тео­рию Л. как од­но­го из пер­вых опы­тов аб­ст­рак­цио­низ­ма (ма­ни­фест «Лу­чизм», ст. «Лу­чи­стая жи­во­пись» в сб. «"Ос­ли­ный хвост" и "Ми­шень"»; ма­ни­фест «Лу­чи­сты и бу­дущ­ни­ки», под­пи­сан­ный груп­пой ху­дож­ни­ков; все – 1913). На­хо­дясь под впе­чат­ле­ни­ем идей итал. фу­ту­риз­ма, Ла­рио­нов пы­тал­ся пред­ста­вить Л. как итог все­го пред­ше­ст­вую­ще­го раз­ви­тия иск-ва; за­да­чей жи­во­пи­си, по его мне­нию, бы­ло изо­бра­же­ние не са­мих пред­ме­тов, а ис­хо­дя­щей от них «сум­мы лу­чей» («стиль лу­чи­стой жи­во­пи­си име­ет в ви­ду про­стран­ст­вен­ные фор­мы, воз­ни­каю­щие от пе­ре­се­че­ния от­ра­жён­ных лу­чей раз­лич­ных пред­ме­тов, фор­мы, вы­де­лен­ные во­лею ху­дож­ни­ка»).

Приё­мы Л. в твор­че­ст­ве са­мо­го М. Ф. Ла­рио­но­ва пре­тер­пе­ли зна­чит. эво­лю­цию. Этап ран­не­го («реа­ли­сти­че­ско­го») Л. (1912) со­хра­ня­ет эле­мен­ты фи­гу­ра­тив­но­сти. В 1912–14 по­яв­ля­ют­ся су­гу­бо бес­пред­мет­ные «лу­чи­стые» ком­по­зи­ции. Сле­дую­щая ста­дия – «пнев­мо­лу­чизм», или «лу­чизм кон­цен­три­ро­ван­ный», ко­то­ро­му не да­ёт­ся под­роб­но­го тео­ре­тич. обос­но­ва­ния; про­из­ве­де­ни­ям это­го пе­рио­да свой­ст­вен­ны бо­лее сво­бод­ная жи­во­пис­ность и спон­тан­ность. С 1915 в сти­ли­сти­ке Л. ху­дож­ник соз­да­ёт так­же бес­пред­мет­ные рель­е­фы (из фар­фо­ро­вых че­реп­ков, зо­ло­той и цвет­ной бу­ма­ги и пр.) и объ­ём­ные ком­по­зи­ции (из лу­чи­нок, па­лок, ве­рё­вок и др.); приё­мы лу­чиз­ма он ис­поль­зо­вал в сце­но­гра­фии до нач. 1920-х гг. («про­стран­ст­вен­но-ки­не­ти­че­ский лу­чизм»). Идеи Л. раз­де­ля­ли Н. С. Гон­ча­ро­ва, Т. Н. Бо­го­ма­зов, К. М. Зда­не­вич, М. В. Ле­дан­тю, С. М. Ро­ма­но­вич, В. А. Обо­лен­ский, А. В. Шев­чен­ко; влия­ние Л. ис­пы­та­ли А. Д. Дре­вин и В. Е. Тат­лин.

Лит.: Лив­шиц Б. По­лу­то­ра­гла­зый стре­лец. Л., 1933. М., 1991; Инь­ша­ков А. Н. Лу­чизм М. Ла­рио­но­ва: жи­во­пись и тео­рия // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1995. № 1/2; он же. Лу­чизм Ла­рио­но­ва и лу­чизм ху­дож­ни­ков «Ос­ли­но­го хво­ста» // Ис­кус­ст­во­зна­ние. 2001. № 2; он же. Лу­чизм по С. М. Ро­ма­но­ви­чу // Ро­ма­но­вич С. М. От аван­гар­да к ми­фо­твор­че­ст­ву. М., 2006; Ков­тун Е. Лу­чизм Ла­рио­но­ва // Рус­ский аван­гард. Не­до­пи­сан­ные стра­ни­цы. СПб., 1999; Ла­рио­нов М. Ф. Лу­чизм // Н. С. Гон­ча­ро­ва и М. Ф. Ла­рио­нов: Ис­сле­до­ва­ния и пуб­ли­ка­ции. М., 2001. См. так­же лит. при ст. М. Ф. Ла­рио­нов.

Вернуться к началу