ДРЕ́ВИН ДРЕВИНЬШ АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРЕ́ВИН, Древиньш (Dre̅viš) Александр (Рудольф Александр) Давидович [3(15).7.1889, Венден (ныне Цесис) Лифляндской губ.– 26.2.1938, Москва (?)], латв. и рос. живописец. Сын столяра Д. Древинга, отец А. А. Древина. Окончил мореходное уч-ще в Риге (1907); участвовал в революц. событиях 1906. Обучался в Рижской худож. школе (1909–14) у В. Пурвитиса; ранние пейзажи созданы под влиянием импрессионизма («Пейзаж с забором», 1911–12, Худож. музей, Рига). В 1915 Д. переехал в Москву; изучал совр. франц. живопись в собраниях С. И. Щукина (см. Щукины) и И. А. Морозова. Входил в рижскую группу художников «Зелёный цветок» (1915–1917), участвовал в выставках латыш. художников в Петрограде и Москве (1915–16), «Группы экспрессионистов» в Риге (1918). Созданный в 1915–17 цикл картин «Беженки» (ГРМ, ГТГ и Худож. музей, Рига) отличается приглушённостью тонов, подчёркнутым лаконизмом, имперсональностью образов (эту же тему Д. разрабатывал в серии ксилографий).
В 1918 Д. возглавлял худож. секцию при Комиссариате по латыш. нац. делам, в 1918–20 по приглашению В. Е. Татлина работал в Отделе ИЗО Наркомпроса и возглавлял Музейное бюро при этом отделе; вместе с В. Д. Бубновой, А. М. Родченко, В. В. Кандинским и Р. Р. Фальком участвовал в создании живописной культуры музея (1919) и Института художественной культуры (Инхук) в Москве. Чл. об-ва «Московские живописцы» (1924–25), АХРР (1926), чл.-учредитель Об-ва моск. художников (1927–32); сотрудник ГАХН (1922).
После краткого увлечения беспредметной живописью, близкой рус. лучизму (1918–21), Д. «возвращается к природе»; в его творчестве заметны соприкосновения с экспрессионизмом и неоромантич. тенденциями европ. иск-ва 1920-х гг. Серия пейзажей Подмосковья (1923–24) своими тревожными всполохами света, интенсивностью цвета и драматизмом неожиданно близка работам М. де Вламинка тех же лет. Более панорамны эпич. пейзажи, созданные в 1926–28 во время поездок на Урал (вместе с женой, Н. А. Удальцовой). Нач. 1930-х гг. – самый плодотворный период творчества Д., время синтеза его разл. худож. исканий и становления индивидуального стиля. В результате творч. командировки на Алтай (1929–32, вместе с женой) созданы «алтайские» серии картин (нередко на основе натурных эскизов гуашью); в них свет становится формообразующим началом, выразит. средства живописи подчёркнуто форсированы – контрастно сопоставлены яркие краски, взвихренные потоки мазков словно состязаются с тектонич. силами природы, композиция асимметрична и нестабильна. Пространство в картинах Д. трактуется всё более условно, вместо линейной начинает доминировать цветовая перспектива, живописный образ как бы разворачивается в едином пространственно-временнóм континууме. Целью художника становится создание другой, преображённой реальности, подчиняющейся законам прекрасного и вечного. Вторая «алтайская» серия картин более гармонична по цвету, богатству его тончайших модуляций; одушевлённая метафора пронизывает образный строй мн. произведений, в которых нередко появляются фигуры людей и животных («Косуля в снегах», 1931–1932, частное собрание, Москва).
В это же время Д. обращается к теме города – призрачного, мрачного, с безликими домами-бараками, зияющими чёрными провалами окон, одинокими прохожими, напоминающими фантомы («Двое в городе», 1930–31, Музей совр. иск-ва, коллекция Г. Костакиса, Салоники; «Свидание», 1931, частное собрание, Москва). Эти работы Д. воспринимаются как худож. воплощение длящегося кошмара, трагедии жизни в несвободной стране. Метафорой побега от сгущавшейся мрачной действительности тех лет являются картины, посвящённые морю («Кораблик», 1931, ГТГ). Несмотря на обвинения Д. офиц. сов. критикой в «формализме» и диффамацию его иск-ва, Д. и Н. А. Удальцова были направлены в творч. командировку в Армению (1933–1934). Ощущение гармонии человека и природы, неразрывность древних традиций с современностью определили эпич. строй созданных там картин и рисунков Д., от которых веет библейским величием («Дорога в Норк», 1933, собрание А. Я. Абрамяна, Ереван, и др.).
Д. преподавал во Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1920–30; проф.). 17.1.1938 художник был арестован и вскоре расстрелян; реабилитирован посмертно (1957).