Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УДАЛЬЦО́ВА НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА

Н.А. Удальцова. «Натурщица». 1914. Русский музей (С.-Петербург).

УДАЛЬЦО́ВА На­де­ж­да Ан­д­ре­ев­на [29 или 30.12.1885(10 или 11.1.1886), Орёл – 25.1.1961, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик. Ро­ди­лась в се­мье во­ен­но­го. Же­на А. Д. Дре­ви­на, мать А. А. Дре­ви­на. Учи­лась в Мо­ск­ве – в ху­дож. шко­ле К. Ф. Юо­на (1906) у Юо­на, И. О. Ду­ди­на и Н. П. Уль­я­но­ва, в сту­ди­ях К. Э. Ки­ша и др. (1909–11); в 1912–13 – в мас­тер­ской «Ла Па­летт» в Па­ри­же у Ж. Мет­цен­же, А. Ле Фо­ко­нье и А. Дю­ну­айе де Се­гон­за­ка. В 1913 в Мо­ск­ве ра­бо­та­ла в сту­дии «Баш­ня» (вме­сте с В. Е. Тат­ли­ным, Л. С. По­по­вой и др.). Уча­ст­во­ва­ла во мно­гих вы­став­ках («Буб­но­вый ва­лет», 1914; «Трам­вай В», 1915; «0.10», 1915–16; «Мир ис­кус­ст­ва», 1921–22, и др.). Чл. груп­пы «Су­пре­мус» (1916–1917). В 1920–21 чл. Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук) и моск. Кол­ле­гии по де­лам ис­кусств Нар­ком­про­са. В сер. 1910-х гг. в порт­ре­тах, натюр­мор­тах, жан­ро­вых кар­ти­нах У. прин­ципы ку­бо­фу­ту­риз­ма со­че­та­ют­ся со стрем­ле­ни­ем к «боль­шой фор­ме» и тем­пе­ра­мент­ной ма­не­рой пись­ма («Си­ний кув­шин», ГТГ; «Рес­то­ран», «Кух­ня», оба в ГРМ; все 1915). Позд­нее об­ра­ти­лась к су­пре­ма­тиз­му («Су­пре­ма­тизм. Ком­по­зи­ция», 1916, га­ле­рея Ку­линг, Лон­дон, и др.). Под влия­ни­ем Дре­ви­на с 1920-х гг. в её жи­во­пи­си поя­ви­лись об­нов­лён­ные по­ис­ки фи­гу­ра­тив­но­сти (пей­за­жи, соз­дан­ные под впе­чат­ле­ни­ем по­ез­док с му­жем на Урал, Ал­тай в 1929–32 и в Ар­ме­нию в 1933–34). С сер. 1940-х гг. соз­да­ва­ла пре­им. на­тюр­мор­ты, от­ме­чен­ные на­пря­жён­но­стью ко­ло­ри­та и яр­кой де­ко­ра­тивно­стью. Пре­по­да­ва­ла в ГСХМ (1918, ас­си­стент К. С. Ма­ле­ви­ча), во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1921–30).

Лит.: Дре­ви­на Е. Н. Удаль­цо­ва. М., 1997.

Вернуться к началу