КУБОФУТУРИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБОФУТУРИ́ЗМ, одно из направлений рус. авангардизма в живописи 1-й пол. 1910-х гг., соединяющее концепции франц. аналитич. кубизма, пространственно-временной динамизм итал. футуризма и приёмы неопримитивизма. Картины кубофутуристов представляли собой полуфигуративные композиции, составленные из геометризированных объёмных форм (в т. ч. и человеческих фигур), и нередко воспроизводили ритмизованный машинный мир. К. С. Малевич определял свои работы как «заумный реализм» (1912), «кубофутуристический реализм» (1913). Кубофутуристы экспонировали свои произведения на выставках «Мишень» (Москва, 1913), «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1915–16, обе – в Петрограде). Среди представителей К. – В. Д. Баранов-Россинэ, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, К. М. Зданевич, И. В. Клюн, Н. И. Кульбин, Малевич, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова, А. А. Экстер, Г. Б. Якулов. Художники К. были близки поэтам из группы «Гилея» (также называвшим себя кубофутуристами), многие из которых были и художниками (А. Е. Кручёных, В. Хлебников, Е. Г. Гуро и др.). Принципиальный алогизм кубофутуристич. произведений, эстетика абсурда, апелляция к подсознательному предвосхитили появление европ. дадаизма и сюрреализма. Идеи К. в осн. исчерпали себя к 1915, когда на смену ему пришли супрематизм и конструктивизм.