Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУБОФУТУРИ́ЗМ

К. С. Малевич. «Портрет И. В. Клюна». 1913. Русский музей (С.-Петербург).

КУБОФУТУРИ́ЗМ, од­но из на­прав­ле­ний рус. аван­гар­диз­ма в жи­во­пи­си 1-й пол. 1910-х гг., со­еди­няю­щее кон­цеп­ции франц. ана­ли­тич. ку­биз­ма, про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной ди­на­мизм итал. фу­туриз­ма и приё­мы не­оп­ри­ми­ти­виз­ма. Кар­ти­ны ку­бо­фу­ту­ри­стов пред­став­ля­ли со­бой по­лу­фи­гу­ра­тив­ные ком­по­зи­ции, со­став­лен­ные из гео­мет­ри­зи­ро­ван­ных объ­ём­ных форм (в т. ч. и че­ло­ве­че­ских фи­гур), и не­ред­ко вос­про­из­во­ди­ли рит­ми­зо­ван­ный ма­шин­ный мир. К. С. Ма­ле­вич оп­ре­де­лял свои ра­бо­ты как «за­ум­ный реа­лизм» (1912), «ку­бо­фу­ту­ри­сти­че­ский реа­лизм» (1913). Ку­бо­фу­ту­ри­сты экс­по­ни­ро­ва­ли свои про­из­ве­де­ния на вы­став­ках «Ми­шень» (Мо­ск­ва, 1913), «Трам­вай В» (1915) и «0,10» (1915–16, обе – в Пет­ро­гра­де). Сре­ди пред­ста­ви­те­лей К. – В. Д. Ба­ра­нов-Рос­си­нэ, В. Д. Бур­люк, Д. Д. Бур­люк, Н. С. Гон­ча­ро­ва, К. М. Зда­не­вич, И. В. Клюн, Н. И. Куль­бин, Ма­ле­вич, Л. С. По­по­ва, И. А. Пу­ни, О. В. Ро­за­но­ва, В. Е. Тат­лин, Н. А. Удаль­цо­ва, А. А. Экс­тер, Г. Б. Яку­лов. Ху­дож­ни­ки К. бы­ли близ­ки по­этам из груп­пы «Ги­лея» (так­же на­зы­вав­шим се­бя ку­бо­фу­ту­ри­ста­ми), мно­гие из ко­то­рых бы­ли и ху­дож­ни­ка­ми (А. Е. Кру­чё­ных, В. Хлеб­ни­ков, Е. Г. Гу­ро и др.). Прин­ци­пи­аль­ный ало­гизм ку­бо­фу­ту­ри­стич. про­из­ве­де­ний, эс­те­ти­ка аб­сур­да, апел­ля­ция к под­соз­на­тель­но­му пред­вос­хи­ти­ли по­яв­ле­ние ев­роп. да­да­из­ма и сюр­реа­лиз­ма. Идеи К. в осн. ис­чер­па­ли се­бя к 1915, ко­гда на сме­ну ему при­шли су­пре­ма­тизм и кон­ст­рук­ти­визм.

Лит.: Боб­рин­ская Е. А. Фу­ту­ризм и ку­бо­фу­ту­ризм. М., 2000; Са­ры­чев В. А. Ку­бо­фу­ту­ризм и ку­бо­фу­ту­ри­сты. Эс­те­ти­ка. Твор­че­ст­во. Эво­лю­ция. Ли­пецк, 2000; По­ля­ков В. В. Кни­ги рус­ско­го ку­бо­фу­ту­риз­ма… М., 2007.

Вернуться к началу