ПУНИ́ ИВАН АЛЬБЕРТОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУНИ́ Иван Альбертович (Жан) [20.2 (4.3).1894, Куоккала, ныне Репино в составе С.-Петербурга – 28.12.1956, Париж], рос. живописец, график. Внук Ч. Пуньи. В 1900-е гг. брал уроки рисования у И. Е. Репина; учился в академии Р. Жюльена в Париже (1910–11). Эволюционировал от импрессионистич. манеры («Пейзаж с домом», 1912, ГТГ), сезаннизма («Автопортрет», 1912, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) к авангардизму. Сблизившись с мастерами кубофутуризма, был одним из организаторов петерб. выставок «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1915–16); в янв. 1916 вместе с К. С. Малевичем выступил с лекцией «Кубизм–футуризм–супрематизм». Автор картин в духе супрематизма и абстракционизма, композиций, комбинирующих живопись и реальные предметы («Рельеф с белым шаром», 1915, Нац. галерея, Берлин).
После 1917 оформлял улицы Петрограда к 1-й годовщине Окт. революции, работал на Гос. фарфоровом заводе. Преподавал в СХУМ в Петрограде (проф., 1918), Витебской нар. худож. школе (1919, по приглашению М. З. Шагала). В кон. 1919 вместе с женой, худ. Ксенией Леонидовной Богуславской (1892–1971), эмигрировал, с 1920 жил в Берлине, с 1923 в Париже. Оформлял спектакли театров-кабаре, создавал картины в стилистике кубизма, дадаизма («Синтетический музыкант», 1921, Нац. галерея, Берлин), «новой вещественности», исполнял повторения своих ранних работ («Рельеф», 1920–21, по эскизу 1916, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Возвращался также к фигуративной живописи (пейзажи и др.).