Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУНИ́ ИВАН АЛЬБЕРТОВИЧ

ПУНИ́ Иван Аль­бер­то­вич (Жан) [20.2 (4.3).1894, Ку­ок­ка­ла, ны­не Ре­пи­но в со­ста­ве С.-Пе­тер­бур­га – 28.12.1956, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик. Внук Ч. Пу­ньи. В 1900-е гг. брал уро­ки ри­со­ва­ния у И. Е. Ре­пи­на; учил­ся в ака­де­мии Р. Жюль­е­на в Па­ри­же (1910–11). Эво­лю­цио­ни­ро­вал от им­прес­сио­ни­стич. ма­не­ры («Пей­заж с до­мом», 1912, ГТГ), се­зан­низ­ма («Ав­то­порт­рет», 1912, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж) к аван­гар­диз­му. Сбли­зив­шись с мас­те­ра­ми ку­бо­фу­ту­риз­ма, был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров пе­терб. вы­ста­вок «Трам­вай В» (1915) и «0,10» (1915–16); в янв. 1916 вме­сте с К. С. Ма­ле­ви­чем вы­сту­пил с лек­ци­ей «Ку­бизм–фу­ту­ризм–су­пре­ма­тизм». Ав­тор кар­тин в ду­хе су­пре­ма­тиз­ма и аб­ст­рак­цио­низ­ма, ком­по­зи­ций, ком­би­ни­рую­щих жи­во­пись и ре­аль­ные пред­ме­ты («Рель­еф с бе­лым ша­ром», 1915, Нац. га­ле­рея, Бер­лин).

И. А. Пуни. «Натюрморт. Красная скрипка». 1919. Русский музей (С.-Петербург).

По­сле 1917 оформ­лял ули­цы Пет­ро­гра­да к 1-й го­дов­щи­не Окт. ре­во­лю­ции, ра­бо­тал на Гос. фар­фо­ро­вом за­во­де. Пре­по­да­вал в СХУМ в Пет­ро­гра­де (проф., 1918), Ви­теб­ской нар. ху­дож. шко­ле (1919, по при­гла­ше­нию М. З. Ша­га­ла). В кон. 1919 вме­сте с же­ной, худ. Ксе­ни­ей Ле­о­ни­дов­ной Бо­гу­слав­ской (1892–1971), эмиг­ри­ро­вал, с 1920 жил в Бер­ли­не, с 1923 в Па­ри­же. Оформ­лял спек­так­ли те­ат­ров-ка­ба­ре, соз­да­вал кар­ти­ны в сти­ли­сти­ке ку­биз­ма, да­да­из­ма («Син­те­ти­че­ский му­зы­кант», 1921, Нац. га­ле­рея, Бер­лин), «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти», ис­пол­нял по­вто­ре­ния сво­их ран­них ра­бот («Рель­еф», 1920–21, по эс­ки­зу 1916, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Воз­вра­щал­ся так­же к фи­гу­ра­тив­ной жи­во­пи­си (пей­за­жи и др.).

Соч.: Со­вре­мен­ная жи­во­пись. Бер­лин, 1923.

Лит.: Berninger H., Cartier J. A. J. Pougny (I. Puni). Catalogue de l’œuvre. Tüb., 1972–1992. Vol. 1–2.

Вернуться к началу