КЛЮН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЮН (наст. фам. Клюнков) Иван Васильевич [20.8(1.9).1873, дер. Большие Горки Владимирской губ. – 13.12.1943, Москва], рос. живописец, график, скульптор, теоретик иск-ва. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Варшаве (1890-е гг.), в студиях Ф. И. Рерберга, В. Ф. Фишера, И. И. Машкова и А. П. Большакова в Москве (нач. 1900-х гг.). В ранний период творчества находился под влиянием символизма и модерна, входил в об-во «Московский салон» (1910–16). В 1906 К. познакомился с К. С. Малевичем, оказавшим значит. влияние на его творчество, развивавшееся с этого времени в русле кубофутуризма. Благодаря Малевичу К. сблизился с рус. авангардизмом, участвовал в выставках «Союза молодёжи» (1913–14), «Трамвай В» (1915), «Магазин» (1916). Разрабатывал принципы «кинетического кубизма». В 1915–1916 участвовал в «Последней футуристической выставке картин 0,10», входил в группу Малевича «Супремус» (1916), увлекаясь супрематизмом вплоть до нач. 1920-х гг. Чл. объединений и экспонент выставок объединений «Бубновый валет» (1916, 1917), «Четыре искусства» (1925–26), Общества художников-станковистов (1925), Общества русских скульпторов (1927) и др.
В 1920-е гг. К. создавал беспредметные объёмные цветовые конструкции из разл. геометрич. форм и т. н. сферич. композиции – изобретение К., тонко выявляющее светоцветовую природу живописи. В сер. 1920-х – сер. 1930-х гг. увлекался франц. живописью и писал натюрморты в духе пуризма. В 1917–21 К. заведовал Центр. выставочным бюро отдела ИЗО Наркомпроса, в 1920–21 чл. Института художественной культуры (Инхук), с 1921 чл.-корр. ГАХН. Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе в Москве (1918–21; проф.). Занимался эксперим. цветоведением; результатом этих исследований стала ст. «Проблема цвета в живописи» (1931). Осн. произведения: «Автопортрет с пилой (беспредметная композиция)» (1914, КГ, Астрахань); «Пробегающий пейзаж» (1914–15, Кировский областной худож. музей; вариант – в ГТГ); «Натюрморт с цветами и кувшином» (1929, ГРМ). В 1918 принимал участие в праздничном оформлении Театрального сквера в Москве (совм. с А. В. Лентуловым). Иллюстрировал книги («Фактура слова. Декларация» А. Е. Кручёных, 1923), сделал обложки для 8 выпусков «Неизданного Хлебникова». В поздний период творчества К. обратился к реалистич. иск-ву (исполнял пейзажи, жанровые сцены).