Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЮН

Авторы: С. М. Грачёва
И. В. Клюн. «Супрематизм». Художественный музей (Ярославль).

КЛЮН (наст. фам. Клюн­ков) Иван Ва­силь­е­вич [20.8(1.9).1873, дер. Боль­шие Гор­ки Вла­ди­мир­ской губ.  13.12.1943, Мо­сква], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, скуль­п­тор, тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ в Вар­ша­ве (1890-е гг.), в сту­ди­ях Ф. И. Рер­бер­га, В. Ф. Фи­ше­ра, И. И. Маш­ко­ва и А. П. Боль­ша­ко­ва в Мо­ск­ве (нач. 1900-х гг.). В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва на­хо­дил­ся под влия­ни­ем сим­во­лиз­ма и мо­дер­на, вхо­дил в об-во «Мо­с­ков­ский са­лон» (1910–16). В 1906 К. по­зна­ко­мил­ся с К. С. Ма­ле­ви­чем, ока­зав­шим зна­чит. влия­ние на его твор­че­ст­во, раз­ви­вав­шее­ся с это­го вре­ме­ни в рус­ле ку­бо­фу­ту­риз­ма. Бла­го­да­ря Ма­ле­ви­чу К. сбли­зил­ся с рус. аван­гар­диз­мом, уча­ст­во­вал в вы­став­ках «Сою­за мо­ло­дё­жи» (1913–14), «Трам­вай В» (1915), «Ма­га­зин» (1916). Раз­ра­ба­ты­вал прин­ци­пы «ки­не­ти­че­ско­го ку­биз­ма». В 1915–1916 уча­ст­во­вал в «По­след­ней фу­ту­ри­сти­че­ской вы­став­ке кар­тин 0,10», вхо­дил в груп­пу Ма­ле­ви­ча «Су­пре­мус» (1916), ув­ле­ка­ясь су­пре­ма­тиз­мом вплоть до нач. 1920-х гг. Чл. объ­е­ди­не­ний и экс­по­нент вы­ста­вок объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет» (1916, 1917), «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1925–26), Об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков-стан­ко­вис­тов (1925), Об­ще­ст­ва рус­ских скульп­то­ров (1927) и др.

В 1920-е гг. К. соз­да­вал бес­пред­мет­ные объ­ём­ные цве­то­вые кон­ст­рук­ции из разл. гео­мет­рич. форм и т. н. сфе­рич. ком­по­зи­ции – изо­бре­те­ние К., тон­ко вы­яв­ляю­щее све­то­цве­то­вую при­ро­ду жи­во­пи­си. В сер. 1920-х – сер. 1930-х гг. ув­ле­кал­ся франц. жи­во­пи­сью и пи­сал на­тюр­мор­ты в ду­хе пу­риз­ма. В 1917–21 К. за­ве­до­вал Центр. вы­ста­воч­ным бю­ро от­де­ла ИЗО Нар­ком­про­са, в 1920–21 чл. Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук), с 1921 чл.-корр. ГАХН. Пре­по­да­вал в ГСХМ – Вху­те­ма­се в Мо­ск­ве (1918–21; проф.). За­ни­мал­ся экс­пе­рим. цве­то­ве­де­ни­ем; ре­зуль­та­том этих ис­сле­до­ва­ний ста­ла ст. «Про­бле­ма цве­та в жи­во­пи­си» (1931). Осн. про­из­ве­де­ния: «Ав­то­порт­рет с пи­лой (бес­пред­мет­ная ком­по­зи­ция)» (1914, КГ, Ас­т­ра­хань); «Про­бе­гаю­щий пей­заж» (1914–15, Ки­ров­ский об­ла­ст­ной ху­дож. му­зей; ва­ри­ант – в ГТГ); «На­тюр­морт с цве­та­ми и кув­ши­ном» (1929, ГРМ). В 1918 при­ни­мал уча­стие в празд­нич­ном оформ­ле­нии Те­ат­раль­но­го скве­ра в Мо­ск­ве (совм. с А. В. Лен­ту­ло­вым). Ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги («Фак­ту­ра сло­ва. Дек­ла­ра­ция» А. Е. Кру­чё­ных, 1923), сде­лал об­лож­ки для 8 вы­пус­ков «Не­из­дан­но­го Хлеб­ни­ко­ва». В позд­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва К. об­ра­тил­ся к реа­ли­стич. иск-ву (ис­пол­нял пей­за­жи, жан­ро­вые сце­ны).

Соч.: Мой путь в ис­кус­ст­ве: Вос­по­ми­на­ния, ста­тьи, днев­ни­ки / Сост. А. Д. Са­рабь­я­нов. М., 1999.

Лит.: Мо­ск­ва – Па­риж. 1900–1930. (Кат. вы­став­ки). М., 1981; Russische Avantgarde. 1910–1930 / Bearb. von E. Weiss. Münch., 1986; Са­рабь­я­нов А. Д. Не­из­вест­ный рус­ский аван­гард в му­зе­ях и ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях. М., 1992; И. В. Клюн в Треть­я­ков­ской га­ле­рее / Сост. Н. Б. Ав­то­но­мо­ва и др. М., 1999; Гер­ман М. Г. Не­ве­до­мый И. Клюн // Но­вый мир ис­кус­ст­ва. 2007. № 4.

Вернуться к началу